Основными документами, регулирующими порядок импортозамещения зарубежного программного обеспечения на российское при закупках для государственных и муниципальных нужд, являются постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015 и № 325 от 23.03.2017.
В середине июля 2017 года закончилось обсуждение поправок в эти постановления, подготовленные Министерством связи и массовых коммуникаций РФ. АРПП «Отечественный софт» направила регулятору свои предложения, которые заключаются в следующем:
- 1.Отраслевое сообщество, представленное Ассоциацией, считает излишним расширение количества реестровых записей, устанавливаемое поправками к ведению реестра отечественного ПО:
- «для правообладателя гражданина РФ - наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или адрес места фактического проживания»;
- «указание адреса сайта правообладателя в сети «Интернет», на котором размещена информация о стоимости программного обеспечения или порядке ее определения либо сведения о возможности использования программного обеспечения на условиях свободной лицензии или иного безвозмездного лицензионного договора».
Ассоциация предложила указывать адрес на страницу с контактной информацией по вопросам приобретения ПО;
- «сведения о наличии программного обеспечения в Национальном фонде алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин»;
- «сведения о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, установленным Правительством Российской Федерации».
- 2.Ассоциация предложила составить четкие и прозрачные критерии проверки отсутствия принудительного обновления и управления из-за рубежа.
- 3.Отраслевое сообщество считает избыточным требование об уведомлении уполномоченного органа об изменении версии ПО. Учет версионности потребует дополнительной нагрузки и увеличение трудозатрат российских разработчиков программного обеспечения.
- 4.По вопросу регулярности проверки уполномоченным органом сведений из реестра на предмет соответствия требованиям, Ассоциация предложила изменить формулировку соответствующего пункта. Предложено добавить ограничение регулярности проверок не чаще одного раза в квартал, и при этом добавить наличие оснований для осуществления проверки.
- 5.Изменения пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. № 325, предложенные Минкомсвязью Ассоциация в целом поддержала. Однако было направлено предложение учитывать, что многие продукты, которые успешно применяются органами государственной власти, могут частично соответствовать дополнительным требования к программам для ЭВМ и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. По мнению представителей отрасли, для формирования перечня рекомендованного программного обеспечения необходимо, в первую очередь, опираться на успешный опыт применения. Поэтому было предложено при формировании перечня рекомендованного программного обеспечения руководствоваться дополнительными требованиями, а также опытом применения, и отменить обязательный характер полного соответствия всех продуктов дополнительным требованиям.