Работе с отечественным ПО необходимо учить и школьников

07.07.2023

Цифровая трансформация и импортозамещение ПО меняют качество отечественного бизнеса. В результате он должен стать более конкурентным и самодостаточным на мировом рынке. Но без поддержки экспертного сообщества и обучения со школьной скамьи, этот процесс может занять слишком много времени. О роли профильной ассоциации в переходе на российскую цифру читателям журнала РСпектр рассказал исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Ренат Лашин АРПП.png

ПРО БИЗНЕС, А НЕ ТЕХНОЛОГИИ

— Кто сегодня в России является лидером цифровой трансформации, как посчитать реальную пользу от нее и в чем она выражается?

— Лидерство в цифровой трансформации определяется по уровню цифровизации бизнеса в целом. Сегодня флагманами можно смело назвать крупные компании из сферы финтеха, ТЭК, промышленности: Сбер, «Газпромнефть», «СИБУР», «Тинькофф», «Северсталь», «Яндекс», НМЛК и другие.

Польза от применения цифры может выражаться в одном из трех направлений. Внутреннее – это оцифровка операционных процессов, которая влияет на скорость обработки информации внутри компании и, как следствие, на конечную себестоимость продукта. Внешнее – когда речь идет о трансформации клиентского сервиса, направленной в конечном итоге на повышение выручки и лояльности к компании. И третье направление, в фокусе которого создание бизнес-моделей и цифровых платформ для работы с партнерами и выхода на новые рынки.


ПО-НАСТОЯЩЕМУ РЕАЛИЗОВАННАЯ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПАНИЙ, КАК ПРАВИЛО, ОКАЗЫВАЕТ СЕРЬЕЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА БИЗНЕС

Улучшается качество клиентского опыта, повышается скорость адаптации к изменениям, растет эффективность и снижаются расходы, продукты становятся более конкурентоспособными, а выручка растет. То есть, как видно, цифровая трансформация – это не совсем про технологии, а скорее про бизнес и его характеристики. Поэтому пользу от внедрения цифры можно измерить качественными бизнес-результатами.

Наша ассоциация, кстати, тоже работает в этом направлении. На площадке АРПП действует Комитет по цифровой трансформации, руководителем которого является признанный в отрасли эксперт Игорь Кириченко, CEO, член совета директоров компании NAUMEN. Цель комитета – содействие бизнесу и госсектору в части реализации мер ускоренной цифровой трансформации для сохранения позиций и закрепления на открывающихся рынках. Эксперты нашего комитета проводят обучающие курсы, семинары, конференции, лекции, «цифровые прокачки» и мастер-классы по цифровой трансформации на основе отечественных решений.

«НЕ КОБЫЛА И МАШИНА»

— С 2022 года возникли вызовы и риски в области кадровой политики рынка ИТ: начиная с релокации специалистов, заканчивая нехваткой экспертизы на стороне заказчиков. Эффекты от них будут продолжаться, по прогнозам, до 2024-2025 годов…

– За последние годы отечественная ИТ-индустрия получила, в том числе благодаря усилиям отраслевых объединений, беспрецедентный объем помощи: специалистам предоставлены различные льготы, планы набора на бюджетные места в профильных вузах постоянно растут и перевыполняются. Несмотря на это, компании жалуются на недостаточное качество подготовки выпускников. По данным прошлого года, нехватка ИТ-кадров для российской экономики составляла примерно 1 млн человек. Частично ситуация усугублялась из-за отъезда некоторых разработчиков за рубеж.

— Говорит ли это о том, что кадровая политика в сфере информационных технологий нуждается в перезагрузке?

– Государство активно решает задачу формирования ИТ-кадров. В частности, для преодоления дефицита в 2021–2023 годах реализуются мероприятия федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики» и «Развитие кадрового потенциала в ИT-отрасли». Расширяется количество бюджетных мест на ИТ-специальности в вузах, открываются цифровые кафедры. К 2024 году запланировано увеличение приема в вузы абитуриентов по ИТ-специальностям до 120 тыс. человек и более. Также государством предусмотрены меры по финансированию подготовки ИТ-кадров по лучшим международным программам и софинансирование ускоренной переподготовки специалистов для ИТ-сектора. Не менее важно заинтересовывать молодых специалистов ультрасовременными и прорывными проектами, вовлекать их в ИТ-сообщество, давать возможность проявить себя в решении задач формирования цифрового суверенитета страны.


ЗАПРОС НА АЙТИШНИКОВ С КОМПЕТЕНЦИЯМИ, НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ РАБОТЫ С РОССИЙСКИМ СОФТОМ, СЕЙЧАС РАСТЕТ, И В БЛИЖАЙШИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ЭТА ТЕНДЕНЦИЯ ПРОДОЛЖИТСЯ

В выигрыше будет тот, кто за время своего обучения освоит не один продукт, например, CAD-систему (автоматизированное проектирование. – Прим. ред.), а несколько, в том числе российские или свободно распространяемые решения. Тем самым студент повысит уровень своих профессиональных компетенций, увеличив шансы на трудоустройство, а также морально будет готов к работе в условиях, когда использовать зарубежное ПО станет практически невозможно. Это, на мой взгляд, хороший аргумент для того, чтобы начать менять образовательные программы в вузах и обучать работе с российским ПО не только студентов, но и преподавателей. Соответственно, одной из главных задач университетов сегодня становится подготовка конкурентоспособных специалистов для российского рынка труда в тесном сотрудничестве с отечественными ИТ-компаниями, работодателями.

— Какие шаги для этого предпринимаются профессиональным сообществом сейчас?

— Совсем недавно наша ассоциация совместно с Минобрнауки приступила к формированию реестра ПО для вузов. Члены АРПП экспертно участвовали в его проработке на ранних этапах, и далее мы продолжим вместе с министерством наполнять реестр нужными образовательному сообществу сведениями: о совместимости отечественного ПО, российских аналогах зарубежного ПО, наличии образовательных программ и курсов по изучению отечественных решений, условиях предоставления ПО (академических лицензиях).

Вместе с тем работе с отечественным ПО необходимо учить и школьников. Навыки работы с российскими программными продуктами становятся все более востребованными, стране в сложившихся условиях необходимо активно продолжать разработку собственного ПО, развивать и поддерживать готовые ИТ-решения. Поэтому школьные программы должны быть максимально адаптированы под новые реалии и направлены на обучение детей работе с российским ПО.

В целях популяризации отечественного софта среди школьников и педагогов мы заключили партнерское соглашение с ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования» при Министерстве просвещения РФ. У членов нашей ассоциации накоплен большой опыт разработки образовательных программ и взаимодействия с вузами, колледжами, школами. Так что российское ПО уже успешно внедряется в образовательные программы и ресурсы. И мы будем охотно делиться с коллегами этими знаниями.

ОТ ПОЛУПРОВОДНИКОВ ДО КВАНТА

— На развитие каких направлений необходимо сделать акцент?

— В связи с масштабной цифровизацией и активным внедрением отечественных решений все более актуальным становится системное программирование. Сильная экспертиза в системной разработке – это основа технологического суверенитета страны. Подготовка системных разработчиков должна начинаться в вузовской среде, что требует высокой квалификации преподавателей, качественных программ обучения, технического оснащения и многого другого.

Вместе с тем достаточно востребованы сегодня программисты и разработчики, специалисты по работе с ИИ и генеративными нейросетями, такими как Midjourney, ChatGPT и Stable Diffusion, а также разработчики приложений для российских мобильных ОС – «Аврора» и Kaspersky OS.


ЕЩЕ ОДНО ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – «БЕЛЫЕ ХАКЕРЫ». ЭТОМУ СПОСОБСТВОВАЛ ЗАПУСК ПРОГРАММЫ BUG BOUNTY НА «ГОСУСЛУГАХ» И ДРУГИХ СЕРЬЕЗНЫХ РЕСУРСАХ

Крайне востребованными являются специалисты в сфере информационной безопасности, что объясняется колоссальным ростом кибератак на информационные системы практически всех российских компаний.

Однако фиксируется отставание в полупроводниковых технологиях. Хотя наиболее перспективные – квантовые технологии. Это то направление, которое нам надо сегодня активно развивать и популяризировать как для школьников, так и для специалистов.

— Как вы оцениваете идею привлечения IT-специалистов из дружественных стран?

— Идею оцениваем положительно, поскольку это один из действенных инструментов, который мог бы повлиять на сокращение дефицита высококвалифицированных ИТ-кадров. И, конечно, в первую очередь речь идет о специалистах из стран СНГ. Знаю, что многие компании – разработчики системного ПО, искусственного интеллекта работают в коллаборации со специалистами из дружественных стран, это нормальная практика даже в текущих условиях.

ИИ ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЛИДЕРСТВУ

— Недавно эксперты АНО «Цифровая экономика» оценили общий объем рынка ИИ в России в 552 млрд рублей. На ваш взгляд, какие отрасли внедряют искусственный интеллект более активно?

— Искусственный интеллект сейчас активно внедряется в финтехе, телекоме и медицине. Российский рынок ИИ-решений развивается очень быстро, во многом опережая мировой. Наши продукты не уступают зарубежным. Дополнительному развитию и повышению их функциональности способствует курс государства на импортозамещение и меры господдержки отрасли.

— Что тормозит использование ИИ в экономике?

— Что касается сдерживающих развитие ИИ факторов, их несколько – перечислю. Для начала, до сих пор отсутствует общепринятый единый взгляд на ИИ.

ТАК ВЫХОДИТ, ЧТО ПОД ИСКУССТВЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ЗАЧАСТУЮ ПОНИМАЮТ РАЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Кроме того, присутствуют жесткие требования изоляции и приватности данных. Например, большинство крупных компаний видит тренировку дата-сетов и внедрение ИИ только в локальном периметре, без облака. Это накладывает серьезное технологическое ограничение. Также надо понимать, что ИИ не заменяет решение человека. В большинстве критичных сценариев данная технология выполняет лишь роль дублирующей системы.


НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО ОТМЕТИТЬ ОТСУТСТВИЕ РЕГУЛЯЦИИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИИ ДЛЯ КРИТИЧНЫХ ЗАДАЧ

Должно быть введено ранжирование того, что критично, а что нет, где можно доверять ИИ (например, в чат-ботах), а где применение ИИ требует сертификации и проверки (медицина и безопасность). Также существуют сложности с масштабированием ИИ между компаниями. Как правило, везде этот процесс выстраивается с нуля.

— Какие российские ИИ-решения имеют экспортный потенциал и уже применяются иностранными заказчиками?

— Российские решения по компьютерному зрению сегодня наиболее активно применяются за рубежом. В целом отечественные решения на базе ИИ выполнены в большинстве своем как локальное ПО, которое соответствует повышенным требованиям безопасности и регуляции. Для зарубежных заказчиков это то, что они сейчас ищут, – создание цифрового суверенитета, отсутствие рисков «внезапного рубильника».


КРОМЕ ТОГО, НАШИ КОМПАНИИ ГОТОВЫ ДЕЛИТЬСЯ С ИНОСТРАННЫМИ ЗАКАЗЧИКАМИ ПРАКТИЧЕСКИМ ОПЫТОМ РЕАЛИЗАЦИИ КРУПНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЦИФРОВИЗАЦИИ НА БАЗЕ ИИ

Например, это госуслуги, финтех, транспорт и все, что касается концепции умных и безопасных городов, где Россия находится на очень высоком уровне цифровой зрелости.

БЕЗ ДУБЛИРОВАНИЯ ПО

— Если говорить в целом об ИТ-рынке, то периодически возникает спор о том, что лучше – покупать крупным компаниям ПО у вендора или разрабатывать самим. В каких случаях стоит отдать разработку профессионалам, а в каких обойтись собственными силами, чтобы в итоге оба решения помогали развитию российского ИТ-рынка?

— Все эти годы российские продукты развивались достаточно активно, но в условиях неравной конкуренции. С уходом зарубежных производителей софта объем внедрения и тиражирования российских решений значительно вырос. Этот процесс сказался и на обратной связи с разработчиками – цикл доработки отечественных решений ускорился в разы. И это способствовало качественному изменению российского ПО в лучшую сторону.

Поэтому, на мой взгляд, необходимо применять уже накопленный опыт импортозамещения и обеспечивать ускоренное внедрение существующих российских продуктов.


ПРИ ЭТОМ ВАЖНО НЕ ОТКЛОНЯТЬСЯ В СТОРОНУ РАЗРАБОТОК ДУБЛИРУЮЩЕГО ПО ГОСКОМПАНИЯМИ, ГОСКОРПОРАЦИЯМИ И ИТ-ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ БАНКОВ, ТРАТЯ НА ЭТО НЕМАЛЫЕ СРЕДСТВА ИЗ ГОСБЮДЖЕТА

Логичнее не создавать велосипед заново, а доращивать под требования заказчиков решения российских ИТ-компаний. Кстати, число таких решений в реестре отечественного ПО превысило уже 17 тыс.

Возможно, в текущих реалиях даже имеет смысл законодательно ограничить создание госкомпаниями аналогов ИТ-продуктов, уже включенных в реестр ПО, и оптимизировать таким образом расходование средств федерального бюджета. Введение ограничений необходимо, в первую очередь, для сохранения добросовестной конкуренции за счет использования компетенций, накопленных бизнесом за многие годы. Не секрет, что госкомпании обладают значительными финансовыми и административными ресурсами, однако при этом у них может отсутствовать понимание рыночных перспектив создаваемого решения. К тому же каждая из госкомпаний имеет свои цели и задачи, которые достаточно уникальны и специфичны для других участников. Но главное все-таки то, что в случае заказной разработки софт служит интересам одного заказчика или группы компаний и может быть плохо востребован на остальном рынке. Поэтому создание компаниями собственного ПО делает его зачастую узкоспециализированным и применимым ограниченным числом заказчиков.

Подобная инициатива могла бы также благоприятно сказаться и на снижении дефицита ИТ-кадров, вызванного перегретостью рынка из-за переманивая госкомпаниями ИТ-сотрудников и, как следствие, постоянно растущих зарплат.