Эксперты АРПП: Блокировка облачных сервисов Microsoft — что дальше?

20.03.2024

Эксперты АРПП «Отечественный софт» прокомментировали ситуацию с ограничением доступа к облачным продуктам Microsoft и Amazon на территории России.

15 марта Microsoft сообщила корпоративным клиентам, что с 20 марта 2024 года компания ограничит поставку определенного ПО для управления или проектирования, включая облачные решения. Это коснется организаций, зарегистрированных в России. Приостановка доступа российских компаний к западным продуктам произойдет в рамках 12-го пакета санкций ЕС. Что ждет российские компании?

МойОфисПавел Калякин, генеральный директор МойОфис, отметил: «Сложившуюся ситуацию на рынке можно назвать критической, так как иностранный вендор отключает россиян от своей облачной инфраструктуры. Компании, которые ещё до прошлой недели размещали свои данные в облаках Microsoft, окончательно потеряют возможность с ними работать и рискуют полностью потерять доступ к своим данным уже через два дня.

Чтобы понять, насколько критично бизнесу отключение иностранных облаков, можно представить ситуацию на примере крупного ежедневно работающего магазина. Отсутствие доступа к базе товаров, размещенной в иностранном облаке, приведет к невозможности отслеживания складских остатков, что в свою очередь, парализует продажи и остановит торговлю. Реальной альтернативой может стать экстренный переход на российское ПО, и мы как вендор офисных программных продуктов, готовы приложить максимальные усилия, чтобы поддержать российский бизнес в сложившейся ситуации».

edgeцентр.pngСергей Липов, директор по информационным технологиям EdgeЦентр, также оценил риски негативных последствий отключения от западных облачных решений для бизнеса: «Среди продуктов Microsoft, которые активно используют облако, можно выделить такие как Office 365, Microsoft Teams, Azure, Dynamics 365 и SharePoint. На настоящий момент они имеют наибольшую пользовательскую базу, что связано с их широкими возможностями и удобством использования.

Что касается их критичности для бизнеса, то она весьма высока. Эти продукты предлагают облачные сервисы, которые позволяют бизнесам оптимизировать свои процессы, повысить продуктивность и эффективность работы сотрудников. Без них многие компании ощутят существенные неудобства и, возможно, потерю прибыли.

Возможность быстрой миграции с этих продуктов на российские или решения с открытым кодом зависит от множества факторов, включая размер бизнеса, его специфику, ИТ-инфраструктуру и другие. В большинстве случаев такая миграция потребует значительных затрат времени и ресурсов.

Сроки миграции могут варьироваться. Для малого и среднего бизнеса это может занять от нескольких недель до нескольких месяцев, в то время как для крупных компаний сроки могут достигать года и более.

На данный момент не совсем ясно, касаются ли данные ограничения on-prem версий продуктов с неистекшей лицензией. Этот вопрос требует дополнительного изучения и консультаций с юристами.

Что касается способов сохранить работоспособность этих продуктов, то возможными вариантами могут быть использование VPN-сервисов или переход на on-prem версии продуктов, если это не противоречит действующему законодательству. Однако, стоит учесть, что такие решения могут нарушать условия лицензионного соглашения и потребуют дополнительного изучения юридической стороны вопроса».

ideco.pngДмитрий Хомутов, директор компании «Айдеко», не считает ситуацию критической. По мнению эксперта, больше 80% пользователей из России отключились от сервисов. Что касается бизнеса, то большое количество компаний в рамках выполнения программы государства по импортозамещению уже давно работают над заменой иностранных продуктов на отечественные системы для бизнеса. «Для бизнеса уход Microsoft с отечественного рынка не критичен. Российский бизнес в большинстве своем перестал пользоваться иностранными разработками, так как сроки лицензий истекли продлить их официально невозможно. Отсутствие у компаний импортного софта может означать скорейший переход к отечественным решениям. К тому же, следуя Указу № 250 Президента Российской Федерации, все компании до начала 2025 года должны перейти на отечественные IT-продукты». 

Дмитрий Хомутов признал, что сроки перехода на отечественные решения сложно прогнозировать. «Даже по Указу № 250 о полном импортозамещении, только 60% предприятий сможет переориентироваться на российские технологии к 2025 году, а остальные 40% и то не все — до 2030 года.

Быстро мигрировать на облачные решения сложно, исключение составляет платформа МойОфис. Большая миграция будет наблюдаться в области on-premise решений. В плане удобства и безопасности облачные сервисы (cloud-based) уступают внутриконтурным технологиям отечественных предприятий, так как во втором случае пользователь может самостоятельно настраивать доступ к данным и отслеживать действия в документах. Облачные решения в свою очередь не могут гарантировать безопасность данных из-за большого количества хакерских атак. В 2023 году количество хакерских атак на них выросло в 16 раз, по сравнению с предыдущем годом».

По словам эксперта, определенный процент пользователей продолжит работу с продуктами Microsoft посредством VPN, а также оплачивая доступ к официальной версии MS через юридические лица, действующие за рубежом.

Базис.pngАндрей Толокнов, директор по развитию бизнеса компании-разработчика «Базис», разделяет мнение о преувеличенных рисках для бизнеса, так как компании «привыкли к ограничениям и обходят их». Эксперт полагает, что блокировка продуктов Microsoft больше повлияет на частных пользователей: «Вероятно, под запрет попадают облачные сервисы, включая Azure, а также подписочные продукты, например, Microsoft 365. Последствиями заявления могут стать полное отсутствие технической поддержки, консалтинга и потеря всех данных и сервисов, развернутых в облаке. Ограничение доступа к Azure в основном затронет частный сектор, исключая государственные структуры. Что касается Microsoft 365, то многие организации привыкли к ограничениям и обходят их, в том числе используя нелицензионное программное обеспечение».

VINTEO.pngДмитрий Серый, заместитель директора и соучредитель компании VINTEO, рассматривает решение Microsoft как еще один драйвер для развития отечественных продуктов: «Один из популярных облачных продуктов Microsoft, который до сих пор активно используют российские заказчики в B2B-сегменте и сфере образования — облачный сервис видеоконференций Microsoft Teams.

В части видеосвязи перейти с MS Teams можно — на рынке есть различные отечественные продукты разных технологических классов, от упрощённых веб-конференций до полноценной классической ВКС.

Однако Microsoft Teams — это не просто видеосвязь, а полнофункциональная массовая ВКС-услуга с доступными тарифами для пользователей, в том числе бесплатными лицензиями для образовательных учреждений. Пока в России нет сервиса, способного работать по такой модели, то есть соединить в себе ВКС и облако на базе оператора связи. Очередные ограничения Microsoft для российских пользователей — ещё один драйвер для нашего рынка по созданию такой операторской модели.

Как все мы убедились после февраля 2022 года, продолжать использование любых иностранных сервисов после введения антироссийских санкций, даже получая их через механизмы „серого импорта“ — это жизнь на пороховой бочке. Сервисы могут быть отключены в любой момент, поставив под удар всю инфраструктуру российского пользователя.

Если и пытаться продлять работоспособность имеющихся продуктов, то только для того, чтобы найти полностью устраивающие отечественные варианты для миграции».

InfoWatchАндрей Бирюков, технический директор ГК ИнфоВотч, уверен, что в сложившейся ситуации крупный бизнес сделает выбор в пользу российских сервисов, а небольшие компании могут быть более креативны. Эксперт отмечает, что решение продолжать работу с иностранными облачными ресурсами может стать неоправданным риском — нет гарантии безопасности данных.

«Открытой статистики по переходу нет, но по нашим оценкам большинство крупных игроков из числа российского бизнеса уже перешли из облаков Microsoft и Amazon в российские сервисы. Угроза отключения от иностранных сервисов возникла достаточно давно, и у компаний, которым необходимы услуги облачных провайдеров, было время оценить риски, провести тестирование и перейти на российские решения».

Труконф.pngДмитрий Одинцов, директор по развитию Труконф, также выражает мнение о повышении спроса на отечественные продукты и росте рынка: «Общий объём рынка в 2022 году сократился после ухода иностранных поставщиков, однако уверенно выросли доли российских производителей. Рост формируют представители крупного бизнеса и промышленности, которые не хотят рисковать ИТ-инфраструктурой из-за угроз информационной безопасности, возможных блокировок и ограничений, а также необходимостью перевода серверных систем, рабочих мест и даже личных устройств сотрудников на доверенные платформы.

Если в 2020 и 2021-м году около 80% заявок на коммуникационное ПО поступало от органов власти и компаний с госучастием, то в 2022 около 50% от крупного бизнеса, атомной промышленности, производства».

В целом, все эксперты сходятся во мнении, что отключение от западных облачных решений хотя и сопряжено с рядом негативных последствий, стимулирует переход на отечественные продукты. Этот шаг побуждает российские компании переосмыслить свою ИТ-стратегию и активнее искать альтернативные решения внутри страны. Участники АРПП единогласны, что полный переход с иностранных облачных сервисов на отечественные решения — длительный, но осуществимый процесс, требующий значительных ресурсов и времени.



Компании упомянутые в новости:  Новые Облачные Технологии / EdgeЦентр / Айдеко / Базис  / Vinteo (Винтео) / ИнфоВотч