Российский софт: отечественное программное обеспечение для вузов

11.12.2017

1 декабря в рамках международной онлайн-конференции «Цифровое образование для цифровой экономики» состоялась сессия «Российский софт: отечественное программное обеспечение для вузов». Участниками конференции стали представители высших образовательных организаций в области информационных коммуникаций и информатизации и компании-разработчки российского ПО, члена АРПП «Отечественный софт». Ключевым вопросом конференции стало обсуждение перспектив развития и возможностей для реализации приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда», который направлен на повышение качества и доступности образования в Российской Федерации и импортозамещение программного обеспечения в вузах.

Для участия в конференции зарегистрировались более 100 представителей вузов России и стран СНГ, в частности – Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Белоруссия и Украина. Участники в онлайн-режиме по средствам видеоконференции на базе российского продукта «VideoMost®» и трансляции через видеохостинг YouTube смогли выслушать доклады ведущих представителей отрасли на тему современной цифровой образовательной среды, медийно-информационного образования, опыта применения и вариантов российских ИТ-решений для цифровизации образовательных организаций.

Салават Джонович МИГРАНОВ_Минкомсвязь России.jpg

В ходе встречи директор Департамента развития высоких технологий Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Салават Джонович МИГРАНОВ акцентировал внимание на необходимости в процессе трансформации образования с традиционного на цифровое ориентироваться на российские ИТ-решения: «С 1-го января 2016 года в РФ установлен новый механизм закупки программного обеспечения в целом, он касается всех программных продуктов, сделаны преференции в отношении отечественного программного обеспечения. В реестре есть 23 класса программного обеспечения, которые позволят решить вопросы по реализации университетами конкретных шагов, связанных с широким введением в образовательную практику новых образовательных продуктов, основанных на цифровом обеспечении (ред. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Реестр создан в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки)

Для того, чтобы в него попасть, существует определенная процедура, и она не простая. Есть экспертные советы, представители отрасли, представители других федеральных органов исполнительной власти, которые рассматривают заявления и принимают решения о включении или об отказе от включения в реестр. Есть классы, которые можно отнести к офисному. В марте этого года правительство приняло специальное постановление, которым установлены дополнительные требования именно к офисному программному обеспечению. Было рекомендовано образовательным учреждениям активнее переходить на использование отечественного софта, потому что это в том числе развивает рынок разработок, и способствует тому, чтобы студенты обучались именно на отечественном программном обеспечении, поскольку это создает возможности для дальнейших работ в отрасли у нас, на территории РФ. К сожалению, как это часто бывало и бывает до сих пор, что мы готовим кадры для ведущих компаний мира, но не можем обеспечить свои потребности в нашей отрасли.

Эти требования, установленные постановлением Правительством РФ, Министерством уже утверждены и имеют методические рекомендации. Мы исходим из того, что это именно рекомендации, для того, чтобы не ограничивать, и, понимая ситуацию, которая есть и в образовательных учреждениях, эти требования не водятся жестко с завтрашнего дня. Но когда есть возможность выбрать между отечественным программным обеспечением и иностранным, мы бы рекомендовали, чтобы был выбор в сторону российского. Это бы позволило обеспечить работой наших программистов, и с тех поддержкой будет несколько проще. Хотя мы понимаем, что это не такая простая история, есть и проблемы. Мы работаем с нашими разработчиками. Поскольку одно из самых слабых мест в том, что нет достаточной технической поддержки, как у международных крупных компаний, которые этому уделяют большое внимание. Но если мы не будем развивать это направление, не будем обеспечивать приобретение отечественного продукта, наши компании не смогут иметь средства и ресурсы, чтобы обеспечивать техническую поддержку. Мы планируем и меры государственной поддержки, некоторые уже есть. 

Для отечественных ИТ-компаний еще предусмотрены льготные режимы уплаты страховых взносов, поскольку самая болезненная тема для них это вопросы зарплаты. По нашим наблюдениям, продление этих льгот позволило в прошлом году нашим компаниям конкурировать на рынке зарплат с иностранными. И мы надеемся, что этот комплекс мер позволит дальше активнее развивать импортозамещение, в том числе в программном офисном обеспечении. На следующий год у нас тоже есть определенные планы, наши предложения внесены в Правительство. Если они будут приняты, то и дальше рынок отечественного программного обеспечения будет развиваться интенсивнее и это позволит образовательным учреждениям иметь более широкий выбор и возможности для приобретения отечественного софта».

Подводя итоги Салават Джонович отметил, что университеты пытаются предпринять конкретные шаги по реализации приоритетной программы, связанной с широким введением в образовательную практику университетов новых образовательных продуктов, основанных на цифровом обеспечении. И обратил внимание на то обстоятельство, что сегодня общий разворот к проблемам цифрового образования требует в широком контексте медиаобразования. Речь идет не об информационном образовании, как мы ставили вопрос ранее, речь идет о продвижении в области медиаобразования.

Евгения Михайловна ВАСИЛЕНКО_АРПП.jpg

Продолжая тему отечественных решений в области ИТ, с сообщением выступила Евгения Михайловна ВАСИЛЕНКО, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт»: «Реестр российского программного обеспечения, о котором говорил Салават Джонович, сейчас начитывает порядка 4000 решений, он постоянно наполняется, и мы видим, что не все решения на одинаковом уровне развития. Есть и такие уже имеющие широкий опыт применения, имеющие международный успех. Сфера программного обеспечения – это та область, которой России по праву есть чем гордится, потому что не многие страны мира имеют такой задел как мы. Но в то же время не все ростки еще стали цветами и какие-то только всходят.

Если мы говорим про образование и диалог с образованием, то нам как ассоциации хотелось бы выстроить конструктивную постоянную работу, когда и студенты тоже могут вносить свой важный вклад в развитие отрасли. Продукт не может развиваться в вакууме, он может развиваться только тогда, когда у него есть пользователь, потребитель, когда есть замечания от заказчиков, требования, которым разработчик старается соответствовать. Нам очень важно получить обратную связь от вузов, как в части того, на чем учатся студенты, так и в части автоматизации бизнес-процессов вузов.

Очень важным является обучение на российских технология. Говорю обо всех специалистах, потому что, если у нас инженеров учат проектировать на иностранных продуктах, они эти технологии будут приносить в свою деятельность. Это касается любых специалистов, которые просто используют офисные пакеты в своей деятельности. Есть дебаты, что мы учим не конкретным продуктам, мы учим технологии, но тем не менее студент запоминает ровно те кнопки, которые он запоминает и изменение картинок на рабочем столе является стрессом для человека, он не понимает, как дальше с этим работать, особенно если он не специалист в области информационных технологий.

Помимо автоматизации вузов, важно, чтобы российские программные продукты проникали и в сами образовательные программы, и сотрудничали с вузами еще и по пути совместных методик обучения, лабораторных, практических работ, олимпиад. Этим занимаются как правило большие компании, которые могут себе это позволить. Но компании начинающие такой возможности не имеют. С помощью отечественных технологий мы имеем возможность охватывать широкую территориальную аудиторию, и будет здорово, если вузы будут сотрудничать с начинающими разработчиками программных продуктов, и мы как ассоциация с удовольствием выступим интерфейсом такого взаимодействия и поможем подобрать достойных партнеров в сфере информационных технологий».

В качестве примеров российских разработок для образовательных организаций выступили ряд представителей от отечественных ИТ-компаний.

Юрий Николаевич ХОМЯК_ВидеоМост.jpg

С докладом о программном продукте для проведения многоточечных видеоконференций «VideoMost®» выступил директор по продажам компании «SPIRIT», Юрий Николаевич ХОМЯК: «Два слова о нашей компании: нам 25 лет в этом году, и все 25 лет это полностью российская компания, и все это время мы занимались одной тематикой – это разработка программных средств для обработки голоса и видео. Ничего другого мы делать не умеем, но это мы умеем делать на экспертном уровне. Мы разрабатывали аудио-, видеокодеки, аудио- и видео- движки, встраиваемые в различные программные платформы, в мобильные устройства и т.д.

До недавних пор наша компания была стопроцентным экспортером. Несколько лет назад был создан уже программный продукт, который не только встраивается в чужие системы, но и виден конечному пользователю – готовый программный продукт для видеоконференцсвязи под названием VideoMost. Опираясь на наш многолетний опыт разработки, нам удалось достичь несколько мировых рекордов: мы можем собрать до ста участников в одной симметричной интерактивной видеоконференции, мы может собрать до трех сот участников в одном ассиметричном вебинаре. До 16 видео на экране мобильного и т.д. Это такие серьезные технологические вещи, которыми мы по праву гордимся. Кроме этого, там присутствуют основной традиционный функционал для любой корпоративной системы видеоконференцсвязи: и запись и модерация и интеграция с существующими системами.

Один и тот же продукт имеет основное предназначение: обеспечение видеосовещанием государственных органов и коммерческих организаций. Он же может использоваться для различных образовательных целей. В тех же органах управления образованием, проводятся видеосовещания, и мы их обеспечиваем. Кроме того мы имеем возможность проводить дистанционное обучение внутри больших корпоративных групп. Это напоминает то, о чем говорил один из выступающих, о том, что учителей тоже нужно учить. У нас много способов применения, которые используются в нескольких институтах повышения квалификации преподавателей, вузах и школах. Например, для малокомплектных школ, для детей в ОВЗ, для временно отсутствующих детей. Есть такие специфические типы использования, как дистанционные контроль экзаменов, ЕГЭ, тестирования, некие ситуационные центры. А так же передовые видеокоммуникации в образовательной сфере, как дистанционные родительские собрания. В таких мегаполисах как Москва – это наиболее актуально. А также видеоприемные для связи руководителя образовательных структур с родителями и гражданами.

Я уже говорил, что у нас есть многолетний опыт встраивания в чужие системы и продукты. Мы разработали несколько интеграционных решений. Таким образом, даем дополнительные возможности нашему продуктами. Мы имеем успешный опыт интеграции с различными электронными журналами, дневниками, чтобы видеокоммуникации были встроены в образовательные процессы, с различными системами управления образования, с системой видео наблюдения.

Пару слов о наших существующих примерах использования в образовательных органах и учебных заведениях России. Наибольшем предметом нашей гордости является то, что Министерство образования и науки РФ, а именно министр и заместители министра еженедельно проводят видеосовещания с региональными министрами используя видеомост. У нас 85 субъектов федерации и мало какое другое решение способно в рамках одной конференции собрать такое количество участников.

Различные региональные институты повышения квалификации, развития образования, центры дистанционного образования, министерства образования и региональные департаменты используют VideoMost. Для различных целей: дистанционного обучения, оценки качества, большое количество высших учебных заведений уже внедрили VideoMost и используют его как для проведения видеосовещания, так и для дистанционного обучения студентов. Специально для образовательных учреждений, учитывая непростую бюджетную ситуацию, мы придумали промопрограмму, которая предусматривает скидку на три месяца использования».

Илья Валентинович ЗАХАРОВ_БазАЛЬТ.jpg

Продолжил в своем выступлении тему российских ИТ-решений руководитель направления «Научные и образовательные проекты» компании «Базальт СПО», Илья Валентинович ЗАХАРОВ с докладом «Решения «Базальт СПО» для образовательных организаций высшего образования»: «Наши продукты совместимы с продуктами компании VideoMost, мы добиваемся совместимости со всеми участниками РПП. Чем выделается наша компания: она занимается разработкой системного программного обеспечения, то есть операционных систем. И эти операционные системы поддерживаются в полностью российском репозитории, который называется «Сизиф» (ред. Sisyphus – проект по разработке репозитория RPM-пакетов, один из 5 крупнейших в мире банков пакетов свободных программ), и содержит более 18 тысяч программных пакетов, а это 4-5 место в мире. Об этом мало говориться, но репозиторий является той технологической средой, где полностью поддерживается жизненный цикл программного обеспечения. Часто делается акцент на том, насколько зрелое или не зрелое программное обеспечение. Сейчас можно совершенно точно сказать, что многие проекты достигли той зрелости, когда в них нет раздражающих глюков. Дело в том, что, когда в России есть среда полной поддержки жизненного цикла разработки и сопровождения программного пула – это уже мощный технологический задел.

Три основных операционные системы: «Базальт Рабочая станция», «Альт Сервер», «Альт Образование», пакет, который предназначен непосредственно для образовательных учреждений. Они все поддерживаются в репозитории. «Альт образование» это операционная система и содержит очень большой пакет разнообразных программ, и российских и международных под свободными лицензиями. Если это международные, то они русифицированы, гарантируется совместимость и юридическая чистота, что очень важно, поскольку не нарушается авторское и патентное право. В составе пакета «Альт образование» более 30 программ, являющихся специальными программными средствами информационной поддержки учебного процесса. У нас есть специальная программа развития сотрудничества с вузами. Всякое сотрудничество мы проводим на индивидуальной основе. Недавно присоединившийся Тамбовский государственный университет порадовал очень основательной программой импортозамещения: мы им предоставляем пакет «Аль образования», а они, исходя из своих индивидуальных потребностей, продумывают свой порядок его внедрения.

Немного подробнее о составе этого пакета. В нем есть и клиентская часть и серверная, и его можно использовать полноценно для разных потребностей образовательного учреждения. Отмечу одну особенность: рабочие станции, под управлением наших операционных систем могут встраиваться в виндузовский домен и наоборот, если под нашим сервером работает сеть, то она может содержать и рабочие станции, которые под управлением виндуз. При желании можно очень плавно, без какого-либо дискомфорта для пользователей перейти на отечественное программное обеспечение. Можно отметить много разных программ, и много другого. В составе пакета есть очень много разных комплектов программного обеспечения для всего спектра образовательных учреждений: начиная от дошкольного. Вуз может заниматься внедрением и техподдержкой в своем родном городе и регионе. Для импортозамещения основная проблема – отсутствие инфраструктуры. Вузы могут сыграть большую роль, по крайней мере в своем регионе».

Продолжил в своем выступлении тему российских ИТ-решений заместитель руководителя Экспертного центра по работе с вузами корпорации «ГАЛАКТИКА», Георгий Александрович ТЕРЕНТЬЕВ с докладом «Корпорация «Галактика» – ведущий отечественный разработчик информационных систем для автоматизации деятельности вузов»: «Мы уже 10 лет занимаемся автоматизацией различных процессов, в первую очередь ориентированы на образовательную деятельность, но есть и проекты по автоматизации административно-хозяйственной деятельностью, управлению имущественными комплексом, финансами и другими. Исключительная особенность в том, что все это мы делаем в рамках единой системы, единой базой данным, и здесь мы являемся в нашей стране уникальными.

С вузами мы работаем по четырем направлениям. Главная – ERP система, сюда же относится система Галактики расписания учебных занятий, которая предназначена для автоматизации этого сложного процесса. Еще одно направление это ECM системы, или системы электронного документооборота. На сегодняшний день порядка 40 вузов используют DIrectum и примерно 10 проектов реализовали мы. Еще одно важное направление – с 2015 года активно развиваем портальное решение на базе портала Битрикс24. Мы реализуем личный кабинет абитуриента, студента, преподавателя, обеспечиваем требования федеральных образовательных стандартов по реализации электронной среды. Четвертое мощное направление это BI системы, это мощная аналитика с различными диаграммами, для того, чтобы имеющиеся данные можно было крутить смотреть.

Чуть подробнее с главного направления ERP система – «Галактика управления вузом». Система включает 77 модулей, которые логически объединены в контуры. Один из контуров это управление образовательной деятельностью – приемная компания, управление контингентом студентов, учебные процессами и учет успеваемости. Это сквозной процесс от приема до выпуска. Мы полностью проводим приемную компанию, после зачисления абитуриентов в состав студентов мы управляем контингентом, то есть ведем весь реестр приказов, формируем все печатные отчетные формы, ведем личные дела, перемещения, ликвидация задолжностей и т.д.

Базовой основной моделью является планирование нагрузки и ведение учебных планов. Процесс расчета нагрузки у нас реализован достаточно гибко, можно отдельно считать бюджетных студентов, внебюджетных, с кучей нюансов, частичный расчет, когда часть нагрузки может отдаваться другому подразделению, преподавателю.

Учет успеваемости – это ведение электронных зачетных книжек на основе имеющейся образовательной программы, к которой привязан студент, его индивидуальной траектории обучения, если она вузом реализуется, формируются ведомости, проставляются оценки, и в последствии распечатываются приложения к диплому и документами образования. Мы работаем по всем ступеням образования: бакалавриат, аспирантура, магистратура, ординатура, если есть.

Система «Галактика расписания учебных занятий» полностью автономна и может быть встроена в любую инфраструктуру вуза, для планирования учебного процесса, расчета нагрузки. Система уникальна, в России аналогов нет. Пример – Высшая школа экономики, где 4 филиала: Москва, Санкт-Петербург, Пермь Нижний Новгород составляют расписание в единой системе, в единой базе данных. Нет никаких экселей, ватманов, бумажек. Одновременно в системе работают 85 человек-составителей. Контроль пересеченности ресурсов осуществляется в режиме реального времени до конкретного студента. В расписании могут предъявляться огромный набор требований, система контролирует их исполнение, можно сравнивать несколько версий расписания.

Секрет в том, что мы являемся и разработчиком – вендором и интегратором, то есть мы реализуем полный цикл разработки ПО и между нами и заказчиком нет более никаких звений. Мы на сегодняшний день реализовали более 50 проектов по автоматизации в различных университетах, в географиях проекты от Калининграда до Владивостока и все проекты вела команда нашего экспертного центра. Есть, конечно, партнеры, но их немного, потому что прежде чем мы им даем право внедрять наши программные продукт должен доказать, что он делает это качественно. Мы не поддерживаем клоны. Те наработки, которые мы выполняем, мы включаем в стандарты на поставку и вместе с обновлениями, и адаптация системы под специфику каждого университета.

Еще одно направление – это внутренний портал учебного заведения, мы автоматизировали внутренние административные процессы и теперь можем повышать рейтинг вуза, лояльность всех участников учебного процесса, будь то преподаватели или студенты. Студент, заходя в личный кабинет видит общие данные, все что есть в учебном плане, видит все приказы, какие даты определены для ликвидации задолженности, видит все свои договоры, и мы реализовали связь с банками, когда прямо из личного кабинета студент может оплачивать услуги, в том числе с генерацией QR-кода. Здесь же хранится вся успеваемость, студен видит свой учебный план, формирует свою образовательную траекторию, дисциплины в вариативной части он предпочитает изучать, может почитать, какие компетенции он освоит в рамках изучения дисциплины, чтобы сделать выбор логичным. И расписание, индивидуальное расписание, преподаватели и студенты видят в режиме реально времени при просмотре этого интерфейса. Система выдает расписание в любом виде: мобильное приложение или портал. Мы эффективно встраиваемся в инфраструктуры существующую, интегрируемся с библиотеками, со столовыми если нужно, и с едиными кампустными картами, которые являются пропуском, зачеткой. Пропуском в библиотеку и так далее.

Артем Маркович ДЯКОВЕЦКИЙ_ABBYY.jpg

Тему ИТ-решений продолжил в своем выступлении управляющий по образовательным проектам компании «Abbyy» Артем Маркович ДЯКОВЕЦКИЙ с докладом «Применение технологий ABBYY для автоматизации деятельности вузов (автоматизация приемной компании на базе ABBYY FlexiCapture и предложения для участников)»: «Российская компания, представленная во всем мире, открыта была в 1989 году и на данный момент имеет 18 офисов по всему миру. Основным направлением работы компании является разработка программных решений в области интеллектуальной обработки информации и лингвистики. Более 15 лет компания является ключевым поставщиком технологий для обработки в рамках единого государственного экзамена. Кроме того, автоматизируем процесс в государственных учреждениях, органах исполнительной власти и средних и высших учебных заведениях. Известные наши бренды такие как «Fine Readеr», «Lingua» и «ABBYY Monitoring», который успешно развивается уже три года и применяется уже во многих субъектах РФ.

Более 9 млрд. страниц обрабатывается ежегодно по планете нашим продуктом. Основными технологиями обработки бланков является «ABBYY testreador», это для ЕГЭ и ОГЭ, «ABBYY мониторинг» для органов исполнительной власти, тех, кто занимается внутренними испытаниями студентов. И обработка документов в ОО ВО на основе «ABBYY Flexicapture».

В основе всех наших решений лежит одна конвеерная система: это импорт либо сканирование изображений, дальнейшая автоматическое распознавание, верификация данных и гибко настраиваемый экспорт. Основные сценарии применения в вузах:

Приемная компания, когда документы от абитуриентов поступают в больших количествах и их необходимо оперативно внести в информационные системы. Обработка ведомостей при работе деканатов, когда преподаватели вручную заполняют ведомости, которые необходимы также внести в учетные системы. Бухгалтерский учет, у вузов большое количество бухгалтерской документации, которые наша система позволяет оптимизировать. Всевозможные тестирования и анкетирования возможны и онлайн. Разумеется, библиотека, архивация данных, наш продукт позволяет произвести полнотекстовое распознавание старых документов, газет, научных журналов. Ключевые преимущества от автоматизации: увеличение ввода данных в несколько раз, перераспределение нагрузки сотрудников, вынужденных заниматься рутинной работы. Сокращение ошибок ввода данных в системы. Повышается и лояльность, и абитуриентов и сотрудников вуза».

В рамках первого блока международной конференции с докладами на тему цифровое образование для цифровой экономики выступили ведущие представителей федеральных органов власти, научно-образовательной отрасли в сфере медийно-информационного образования и опыта применения ИТ-решений для цифровизации образовательных организаций.

Открыл международную конференцию Эдуард Михайлович НИКИТИН, исполнительный директор Евразийской ассоциации педагогических университетов (ЕАПУ), доктор педагогических наук, профессор, определив ключевые векторы работы участников конференции, выступающих и регламент работы.

С приветственным словом от ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Владимировича ЛУБКОВА к участникам конференции выступил Сергей Дмитриевич КАРАКОЗОВ, проректор МПГУ профессор, доктор педагогических наук. Он отметил, что уровень участников обеспечит успех и эффективность работы конференции по теме цифрового образования в рамках цифровой экономики России. Также сообщил, что в ближайшее время мы проведем ряд мероприятий, продолжая тему современного образования – это конференция по дистанционному образованию, о роли педагогического образования и о роли системы повышения квалификаций. В качестве своего выступления, открывая первую сессию «Цифровое образование и высшая школа» международной конференции, представил презентацию об опыте внедрения цифрового образования в деятельность университета в рамках стратегии развития МПГУ на период 2017-2020 г.г.

«Московский педагогический государственный университет реализует и развивает программу Цифровой экономики через модернизацию образовательной, научно-исследовательской деятельности, развитие кадрового потенциала, совершенствование материально-технической базы МПГУ, – отметил в своем выступлении проректор МПГУ Сергей Дмитриевич Каракозов. – России сегодня необходимо обеспечивать свою информационную безопасность, свою информационную самодостаточность. Обеспечение уровня информационной безопасности для нашего университет является очень важным, мы все работаем с персональными данными и переходим на новый уровень информационной безопасности. Говоря о трансформации классического образовательного процесса, мы понимаем эти процессы и стремимся к его трансформации в цифровое».

«Конференция сегодня чрезвычайно важна, поскольку вопрос подготовки кадров для цифрой экономики наиболее актуальный и главным направлением в качестве массовой подготовки кадров может служить медийно-информационное образование, –продолжая тему трансформации образования отметила заведующая кафедрой медиаобразования, руководитель Кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан МПГУ, кандидат филологических наук, доцент Ирина Владимировна ЖИЛАВСКАЯ. – В ситуации трансформации образования в цифровое преподавателям порой очень сложно ориентироваться, требуют новые навыки, понимание информационной среды, работа в направлении информационной безопасности. Необходимо понимать, что пришло новое поколение, которое существует в большей части в интернете. Уже сегодня мы ощущаем очевидный переход на мобильные приложения: школьники не привязаны к месту: они отрываются о своего рабочего места, места проживания. Если смотреть на аудиторию 12+, то в октябре 2016 – марте 2017 года они достигла 87 млн. человек, что составило 71% от всего населения страны, учитывая, что 66 млн. человек, пользуются интернетом хотя бы 1 раз в месяц через мобильные устройства, а 20 млн. человек вообще только с мобильных устройств. Телефоны, которые у них в руке дают им возможность перемещаться легко и быть свободными, это накладывает большой отпечаток на их сознания и преподаватели, учителя линейной, вещательной культуры к сожалению не знают, как с этим работать. Быстрее всего растет аудитория на смартфонах: по состоянию на октябрь 2016 – март 2017 года 46% населения страны заходят в интернет со смартфонов – прирост составил 15% за год. При этом снижается число россиян, использующих для выхода в интернет десктопные компьютеры (на 4 процента – до 54% населения) и планшеты (на 8 процентов – до 19% населения). Динамика говорит о том, что нам нужно искать новые образовательные технологии, которые позволяют обеспечить именно эти медийные потребности в свободе перемещения, разнообразия, многовариативности. Медийно-информационная грамотность, предложенная ЮНЕСКО может обеспечить эти вызовы: 1. Поиск и работа с информацией в любом смысле: доступ к ней, знание, где она лежит, как сформулировать запрос, как ее распаковать и снова упаковать. 2. Анализ и оценка информации с точки зрения ее релевантности, качества, достоверности, пригодности и многих других критериев. 3. Производство и продвижение тех медийных и информационных продуктов, которые сегодня создают граждане: сегодня все заболели журнализмом: все пишут, создают свои видео материалы, это тренд, который безусловно уже не изменится и образованию здесь есть, чем заниматься.» – Уточнила в своем выступлении ЖИЛАВСКАЯ, сообщив о курсах и программах, которые есть в МПГУ для педагогического сообщества.

Продолжая тему международного контекста советник директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Антоний Николаевич ШВИНДТ сообщил: «Если мы все посмотрим на международный контекст, а именно на работу всемирных организаций, мы увидим, что цель устойчивого развития ООН, а именно четвертая цель говорит нам про всеобъемлющий доступ к образованию, к образовательным ресурсам. В направлении этого ЮНЕСКО ведет активную работу в рамках определенной концепции, как открытые образовательные ресурсы. Буквально в этом году в Любляне прошел Второй Всемирный конгресс ЮНЕСКО по открытым образовательным ресурсам, на котором представители стран-участников обсуждали вопросы, как успевать за цифровизацией и как использовать ее возможности, и чтобы дать всем – любому человеку доступ к информации.

Глобальная цифривизация и развитие ее в России привело к тому, что 25 октября 2016 года президиумом совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был запущен паспорт Приоритетного проекта «Современная образовательная среда в РФ». Суть которого заключается в необходимости создания единой точки входа для любого обучающегося, для использования своей образовательной траектории, для образовательных организаций – организовать всем доступ к онлайн-курсам по принципу одного окна. Буквально на днях ресурс был запущен в рамках приоритеного проекта https://online.edu.ru/. И конечно, у министерства как у регулятора возник вопрос о необходимо снять административные барьеры по использованию данного курса. В связи с этим в этом году были приняты приказы Минобрнауки России №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226.

Также стоит отметить, что ресурс доступа одного окна не предполагает создание еще одной платформы, он станет агригатором всех существующих оналйн-курсов, которые сесть в России. Сегодня созданы ряд ресурсных центров, которые направлены на создание качественного контента, который является концентрированными знаниями преподавателя.» – Акцентировал внимание на необходимости качественной подготовки онлайн-курсов ШВИНДТ.

Организаторами международной конференции выступили Евразийская ассоциация педагогических университетов (ЕАПУ), Ассоциация развития педагогических университетов и институтов (АРПУИ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ) при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, при участии Института развития медийно-информационного образования (ИРМИО) и Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт» (АРПП «Отечественный софт»).