28-29 октября в Москве прошел EvoForum 2025 — одно из крупнейших событий, посвященных цифровой трансформации промышленности, энергетики, логистики и образования. Мероприятие объединило представителей ведущих российских компаний — ВЭБ.РФ, Газпром нефти, СИБУРа, Северстали, ЕВРАЗа, Норникеля, а также представителей Министерства промышленности и торговли РФ и Совета Федерации.

Главными темами форума стали: Индустрия 4.0, IIoT, MES-системы, цифровые двойники, искусственный интеллект и AR/VR/XR-технологии.
Дмитрий Александров, руководитель Комитета иммерсивных технологий АРПП «Отечественный софт», руководитель по GR компании «Атлантис», выступил с докладом «Будущее в розовых очках: как цифровые реальности улучшают мир». Эксперт представил системный обзор российского рынка иммерсивных технологий — от промышленного AR/VR для технического обслуживания, инспекций и обучения до цифровых двойников, смешанной реальности и геймификации как инструмента повышения вовлеченности и эффективности персонала.
В докладе Дмитрий Александров назвал ключевые барьеры развития отрасли: отсутствие стандартов и целевых программ, а также нехватка нормативной базы. В частности, в 2024 году завершила действие Дорожная карта развития «сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальност», действовавшая в рамках программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Однако в новые стратегические документы 2025–2030 годов эта область пока не включена.Глава комитета АРПП представил инициативы по формированию дорожной карты развития иммерсивных технологий до 2030 года, включающей предложения по стандартизации, кадровой политике и интеграции XR-технологий в государственные программы цифровизации.
Представители дочернего предприятия Газпрома отметили, что иммерсивные технологии уже активно применяются в обучении, но особенным трендом становится их использование в беспилотных системах (дронах разного назначении), в том числе в промышленном секторе, где наблюдается высокий спрос на профильных специалистов — операторов дронов, тренеров, преподавателей и разработчиков инфраструктурных решений. При этом значительная конкуренция за кадры возникает со стороны военных программ, где аналогичные технологии активно развиваются, а прошлые геймеры, становятся ценными кадрами.
Отдельно специалисты промышленных комплексов попросили более детально обсудить вопрос улучшения качества визуализации цифровых двойников, на что Дмитрий Александров аргументированно ответил о выборе между масштабом двойника, глубиной текстур и необходимостью такой проработки, так как зачастую простые и наглядные модели лучше воспринимаются в работе и обучении, чем текстуры с глубокой детализацией.
Компании VR-Concept и Nota.Media, также принимавшие участие в форуме со стендами, поддержали инициативы АРПП «Отечественный софт» в области развития цифровых реальностей.
VR-Concept отметила, что зачастую за российское ПО выдают платформы, созданные на американском движке Unity. Компания представила собственный суверенный российский 3D-движок, отличающийся от аналогов новыми подходами к пользовательскому опыту и архитектуре. Это многопользовательская платформа для создания VR-проектов без программирования, предназначенная для профессионального виртуального прототипирования.
Nota.Media подчеркнула, что геймификация в моделировании и обучении с помощью геймификации должна быть направлена на достижение конкретных результатов — повышение эффективности и точности действий персонала. Компания активно развивает иммерсивные образовательные решения и интерактивные симуляторы, позволяющие моделировать реальные производственные и человеко-машинные сценарии, делая процесс обучения более наглядным, увлекательным и практичным.
Подводя итог Дмитрий Александров отметил, что АРПП «Отечественный софт», как крупнейшее объединение российских разработчиков ПО (более 310 компаний), может взять ведущую роль в возрождении интереса и поддержке трендов в сфере цифровых реальностей, обеспечивая отрасли прозрачную нормативную базу, экспертную поддержку и участие отечественных компаний в реализации стратегических цифровых проектов.
Возврат к списку