Развитие технологий меняет образование и облик учителя ​

31.10.2025

К таком выводу пришли участники дискуссии «Цифра или учебник: как изменится образование через 5 лет?», которая прошла в рамках IT-конгресса и выставки «Форум Будущего» в Екатеринбурге 30 октября.

kontur.png

В разговоре приняли участие директор Благотворительного фонда СКБ Контур, советник гендиректора по социальной ответственности Светлана Скользкова, директор Фонда «Золотое сечение» Инна Денюш, руководитель программы социальной инфраструктуры компании «Брусника», экс-начальник управления образования администрации Екатеринбурга, Екатерина Сибирцева, учитель информатики МАОУ Гимназия №9 Екатеринбурга Максим Сыропятов. Модератором выступил ректор Контур Университета Борис Славин.

В начале дискуссии участники ответили на вопрос, кем должен быть учитель будущего. По мнению Максима Сыропятова, педагог должен в первую очередь быть наставником для учеников.

Максим Сыропятов, учитель информатики МАОУ Гимназия №9 Екатеринбурга: «Учитель не может знать все, я сам постоянно узнаю что-то новое. Иногда вопросы детей могут поставить в тупик. Учитель должен быть наставником и уметь объяснить ученикам, где получить нужные ему знания. На мой взгляд, не получится переложить все образование на искусственный интеллект. Не каждый ученик может самостоятельно получить нужную информацию — это навык, в котором может помочь учитель».

Инна Денюш добавила, что для одаренных детей, у которых развита мотивация, учитель в первую очередь важен как организатор проектной деятельности. Он помогает объединить детей в команду, направить их общие усилия в нужное русло. По ее словам, учитель должен быть не только наставником, но и психологом.

По мнению Екатерины Сибирцевой, учитель будущего должен в первую очередь сам быть «человеком будущего».

Екатерина Сибирцева, руководитель программ социальной инфраструктуры компании «Брусника»: «Проблема учителей в том, что зачастую они не соответствуют современности. Сегодня дети очень быстро меняются, и взрослые за этим нередко не успевают. Искусственный интеллект знает больше учителя, но лидерские и человеческие качества учителя он не заменит никогда. Важны «мягкие навыки» педагога: умение быстро реагировать, управлять конфликтами, быть психологом, организовывать работу команды. Учитель должен быть авторитетом для учеников и уметь ответить на вопрос, зачем нужно учиться».

Светлана Скользкова добавила, что учителей будущего нужно специально готовить и сравнила работу педагога с ролью руководителя в бизнесе.

Светлана Скользкова, директор БФ СКБ Контур, советник гендиректора по социальной ответственности: «Школа — это проекция бизнеса. Руководитель в бизнесе не отличается от учителя будущего. Задача руководителя — быть проводником, наставником, помощником коллеге в выстраивании индивидуального пути развития. Похожая задача у педагога. При этом важно отметить, что учителя будущего не появятся сами по себе. Современному педагогу нужно помочь войти в роль наставника. Мы в Благотворительном фонде СКБ Контур работаем над этим».

В ходе дискуссии также обсудили, как с развитием технологий изменятся учебники. По словам Максима Сыропятова, цифровые учебники позволяют реализовывать индивидуальное обучение. Инна Денюш добавила, что ребенку физически тяжело носить все учебники в школу, поэтому нужно переходить на интерактивные ресурсы в планшетах. По мнению Светланы Скользковой, будущее за «виртуальными лабораториями» в разрезе предметов. Это позволит детям из разных регионов и городов быть в равных условиях. Светлана Сибирцева добавила, что у учеников и педагогов должен оставаться выбор, по каким учебникам заниматься.

В завершение дискуссии ее участники обсудили важность группового и индивидуального обучения, отметив, что их характер будет меняться.

Светлана Скользкова, директор Благотворительного фонда СКБ Контур, советник гендиректора по социальной ответственности: «В рамках групповой работы может быть проект, в котором дети участвовали бы вместе с педагогами и родителями. В таком проекте должны решаться конкретные задачи, например, как улучшить жизнь в школе. Если проекты будут практико-ориентированными, то дети смогут увидеть результаты своей работы и им будет интереснее учиться».



Компания-источник:  Контур