Предложения ассоциации

В настоящее время государством предпринимается ряд серьезных шагов по поддержке экспорта. Но в то же время остаются барьеры, препятствующие увеличению доли экспортных продаж российского программного обеспечения.

Большинство членов АРПП «Отечественный софт» являются экспортерами программных продуктов на зарубежные рынки. Благодаря этому, мы смогли выработать единую позицию отрасли по дополнению или изменению существующих мер государственной поддержки экспорта. Учитывая отраслевой экспортный потенциал, реализация которого является отличной возможностью развития российской экономики по несырьевой модели, АРПП «Отечественный софт» предлагает следующие изменения:

  • В сфере валютного контроля:
  1. 1.
    Увеличение пороговой суммы открытия паспорта сделки по договорам до 100.000 USD и сроков подачи подтверждающих документов в рамках оформленных паспортов сделок с 15 до 60 дней. Сейчас пороговая сумма составляет 50.000 USD.
  2. 2.
    Уменьшение размера штрафов за невыполнение обязательств по оплате контрагентами по экспортным контрактам, увеличение сроков возможной просрочки по оплате до 90 дней, а также в качестве доказательства попытки взыскания задолженности по оплате рассматривать не только обращение в суд, но и официальные письма, направленные в адрес иностранного контрагента. На данный момент резидент в установленные сроки должен обеспечить получение на свои счета оплаты по экспортным контрактам. В случае отсутствия оплаты, налоговые органы считают недостаточными любые действия по взысканию задолженности, кроме обращения в суд. Таким образом, компания может понести двойные убытки (неоплата контрагентом и уплата штрафов в размере до 100% от неполученной выручки).
  3. 3.
    Отмена требования о предоставлении справок валютного контроля (о подтверждающих документах, о валютных операциях, распоряжения о продаже выручки 0%)
  4. 4.
    Отмена требования о переводе документации на русский язык, если она составлена на английском языке (договоры, оферты, инвойсы и т.д.)
  5. 5.
    Отмена требования о предоставлении в банк договора с клиентом (с печатями и подписями). Разрешить запрашивать только один документ – счет/инвойс, оформленный экспортером в одностороннем порядке, и разрешить оформление и представление документов только в электронном виде (сделка чаще всего заключается путем принятия публичной оферты, переписки по электронной почте или в электронной форме, а также путем выставления инвойса и его оплаты).
  6. 6.
    Отмена требования о предоставление документов, подтверждающих факт оказания услуг, так как акты и иные аналогичные документы не приняты в международной практике.

 

  • По части субсидирования участия российских разработчиков программного обеспечения в международных мероприятиях

На текущий момент нормативное регулирование международной выставочной деятельности отсутствует, в связи с чем экспортерам в ИТ-отрасли не доступен регламент субсидирования. Остается не ясным механизм и сроки компенсации затрат, понесенных компаниями на участие в международных мероприятиях.

Международная выставочная деятельность является одним из способов продвижения российских программных продуктов за рубежом. В связи с этим отечественные разработчики проявляют повышенный интерес к данному виду продвижения. Поэтому АРПП «Отечественный софт» предлагает следующие изменения в существующие правила субсидирования участия в выставках:

  1. 1.
    С участием отраслевых объединений разработчиков российского программного обеспечения сформировать правила определения мероприятий, по которым возможно получение субсидий.
  2. 2.
    С участием отраслевых объединений разработчиков российского программного обеспечения сформировать правила получения субсидий компаниями, принимающими участие в международных мероприятиях, включая требования к самим компаниям, а также прозрачный механизм компенсации затрат и четкий перечень самих затрат, подлежащих компенсации.
  3. 3.
    Предусмотреть возможность субсидирования участия компаний в международных мероприятиях в формате индивидуального стенда в рамках выставок, участия с докладом в деловой программе, а также участия без доклада и без стенда. Сформировать прозрачные правила компенсации затрат компаний на участие в мероприятиях в таких форматах.
  4. 4.
    Опубликовать данные правила на сайте Российского экспортного центра, а также регулярно размещать на сайте Российского экспортного центра информацию об уже распределенных субсидиях с указанием мероприятий и компаний, получивших субсидию.

 

  • По правилам субсидирования зарубежного патентования:
  1. 1.
    Уточнить формулировку требований к компаниям в соответствии с постановлением Правительства № 887. А именно: «Организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов».
  2. 2.
    учесть в требованиях к компаниям критерии определения отечественного программного обеспечения в части требования к конечным бенефициарам.

По нашему мнению, с учетом специфики ИТ-отрасли и опыта российских производителей целесообразно дополнить правила предоставления субсидий следующим образом:

  1. 1.
    Сумма предельных значений субсидий на возмещение расходов организации на оплату услуг по подготовке, подаче заявки и делопроизводству в отношении нее, не соответствует объему расходов, понесенных юридическими лицами на указанные цели. Таким образом, предельное значение субсидии на возмещение перечисленных расходов должно быть увеличено и сумма компенсации затрат на подачу заявки в патентное ведомство США должна составлять не менее 1 000 000 рублей.
  2. 2.
    В перечень расходов, подлежащих компенсации в соответствии с Правилами, не входят расходы на делопроизводство, а именно экспертизу заявки по существу и уплату соответствующих государственных пошлин, по патентным заявкам, поданным ранее отчетного года. Данные расходы непосредственно связаны с подачей соответствующих заявок и получением патентов и являются неотъемлемой частью процесса защиты интеллектуальных прав российских компаний на зарубежных рынках.
    Предлагаем дополнить перечень расходов, предусмотренных Правилами, указанными направлениями расходов.
  3. 3.
    Также важной частью патентной стратегии является покупка готовых патентов третьих лиц. Данная мера способствует эффективному отражению возможных атак «патентных троллей» и повышению стоимости и уровня защищенности патентного портфеля компании.

 

Образовательный проект с Российским экспортным центром

АРПП «Отечественный софт» совместно с Российским экспортным центром планирует создать образовательный курс для ИТ-компаний- экспортеров, который учитывал бы специфику экспорта ИТ-продукции. Данный курс будет рассчитан на компании, планирующие выход на зарубежный рынок и будет включать в себя полезную информацию по основам экспортной деятельности.