РИА Новости провели круглый стол, на котором эксперты обсудили угрозы популяризации искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной и социальной сферах.
Участницей круглого стола стала Наталья Касперская — президент ГК InfoWatch, председатель правления АРПП «Отечественный софт» и мама 5 детей. Она рассказала об угрозах растущей цифровизации образовательных процессов, негативных аспектах использования гаджетов детьми и вреде внедрения ИИ в системе образования.
Раннее развитие
Сегодня знакомство детей с ИИ начинается «с пеленок». Например, голосовые помощники начинают заменять детям полноценное общение. Затем детям в руки попадают смартфоны и умные гаджеты, которые отвлекают внимание ребенка и вызывают привыкание.
Наталья Касперская отметила заметные уже сейчас негативные последствия, с которыми столкнутся дети, в чье ранее развитие слишком сильно интегрированы гаджеты и ИИ. Их видно благодаря тому, что дети более восприимчивы и в их развитии такие сдвиги хорошо заметны.
Среди угроз:
- Социальная дезактивация — дети не умеют общаться и не воспринимают сверстников на уровне общения.
- Торможение психического развития — дети развиваются медленнее сверстников без гаджетов. Фантазия и воображение развиваются хуже. Глядя на готовые картинки и истории, дети не тренируют в себе эти черты.
- Раннее привыкание к гаджетам и зависимость. С этим сложно бороться, поскольку любая попытка изолировать ребенка от гаджета может привести истерикам.
Как эти факторы будут усугубляться в долгосрочной перспективе и как это скажется на людях, мы не знаем.
Угрозы для школьников
Угрозы от ИИ и гаджетов в школьном образовании только нарастают. Здесь можно выделить два основных вектора угроз — угроза непосредственно для детей, и угроза деформации системы образования под навязанными стандартами цифровизации, что может привести к негативным последствиям для всего общества.
Если брать школьников, то самая непосредственная угроза от популяризации гаджетов и умных технологий — это здоровье.
Цифровизация образования в целом негативно сказывается на здоровье детей. По данным ВОЗ, в России до 26% детей до 16 лет страдают сколиозом из-за образа жизни, связанного с использованием гаджетов. Согласно недавнему исследованию ученых из Университета Чжуншань, Россия попала в тройку стран с самым плохим зрением у молодежи — дети чаще всего страдают близорукостью (миопией). По данным Минздрава России, близорукостью заболевают 35,1% детей от рождения и до 14 лет и 59,3% детей от 15 до 17 лет.
Также гаджеты и ИИ негативно сказываются на умственном развитии — появляется клиповое мышление, сокращается память, дети плохо считают в уме и не запоминают большие тексты. Также им трудно концентрировать внимание — идет постоянное отвлечение на смартфон.
Запреты на смартфоны в школах не всегда соблюдаются.
ИИ в системе образования
Когда система школьного образования выстраивается в соответствии с задачей повышения цифровизации и массового внедрения ИИ-технологий, риски для общества увеличиваются кратно.
Сейчас в России и мире есть попытки использовать ИИ для анализа профиля и способностей детей, чтобы предложить им определенную образовательную траекторию. Таким образом, отделить более способных детей и направить ресурс на них.
Во-первых, доверие к самому ИИ-инструменту мало. Как и кем он разработан? Кем испытан и протестирован? С какими критериями? Использованы ли при его разработке западные дата-сеты?
Во-вторых, само использование ИИ для того, чтобы якобы помочь ребенку сориентироваться в жизни и выбрать свое предназначение — это нонсенс.
Навязывание образовательной траектории с помощью ИИ в России должно быть запрещено. Это разделяет детей на категории и похоже на самый настоящий фашизм. Такие технологии сделают нас ближе к электронному концлагерю под управлением алгоритмов.
К сожалению, подобные риски имеют под собой основание. Образовательная сфера в России чрезвычайно зарегулирована и внедрение новых цифровых технологий чиновниками может относительно легко привести людей в состояние стада, которым удобно управлять. Из-за привлекательности самой подобной идеи общественность должна бить тревогу.
Цифровизация образования на самом деле не связана с качеством образования — это подмена понятий. Чиновникам удобно отчитываться за рост количества устройств в школах и достижение неких показателей цифровизации, а не за качественный рост образования, от чего напрямую зависят выделяемые бюджеты.
Количество показов: 37
Дата создания: 09.04.2025 18:02:52
Автор: Наталья Касперская
Время на чтение: 10 минут