Наталья Касперская про вред интеграции новых технологий в образование

06.06.2025

Президент ГК InfoWatch и председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Наталья Касперская выступила в дискуссии «Инвестиции бизнеса в образование. Инновационные подходы к подготовке кадров» на ЦИПР-2025. Сессия собрала представителей ИТ-бизнеса и образовательных платформ. Наталья Касперская раскритиковала необдуманную цифровизацию образования и поддержала консервативный подход.

Наталья Касперская.jpg

Только проверенные технологии

Образование — это медленная отрасль, и это правильно. В образовательный процесс должны входить только испытанные и апробированные технологии. Для изучения новых и экспериментальных технологий есть формат курсов, дополнительного и специализированного образования.

Человечество еще не проверило на себе результаты процесса цифровизации, поэтому, по мнению Натальи Касперской, форсированно интегрировать новые цифровые технологии в образовательный процесс опасно.

Фундаментальные знания

Сегодня в России стоит задача воспитать поколение молодых людей, которые будут создавать технологии и ИТ-инфраструктуру будущего. Для этого студенты должны получить фундаментальные знания в области математики и физики — какие они получали 50-100 лет назад. К сожалению, сейчас растет поколение пользователей, у которых нужных знаний нет.

Именно потому, что обучающиеся не получают базовые знания, в России, например, в упадок пришла отрасль электроники. Разрушена цепочка — нет новых специалистов, нет преподавателей и тех, кто мог бы передать знания.

Проблематика внедрения ИИ

Отдельная беда — это внедрение в процесс образования искусственного интеллекта. Вот почему это плохо, по мнению Касперской:

  • Во-первых, студенты используют для создания работ нейросети. Это делает сложным проверку их знаний, а сами обучающиеся могут не получить нужные знания.
  • Во-вторых, использование в образовании необоснованно поднимает доверие к ИИ-инструментам. ИИ — это технология, которая априори глючит и гарантированно содержит ошибки. Обучающиеся не должны воспринимать полученные с помощью ИИ результаты как истину в последней инстанции.

Для трансфера и проверки знаний обязательно нужен человек.

Почему нельзя перевести все в «цифру»

Наталья Касперская рассказала, что оцифровка образовательного процесса и внедрение гаджетов в образовательный процесс ухудшает усвоение молодыми людьми знаний, их память и восприятие информации. За фактами и данными можно отправиться в Интернет — выходит, что нет нужды их помнить, как раньше. Падает уровень критического мышления, людям становится сложно отличить правду от лжи, реальность от выдумки. На это накладывается негативный эффект от быстрого получения информации и коммуникаций в мессенджерах. Как следствие — люди начинают верить в разную чушь, что особенно опасно в эпоху информационных войн.

В заключение Наталья Касперская отметила, что, если мы хотим взрастить поколение людей, способных делать фундаментальные прорывы в науке и технике, следует вернуться к консервативному подходу к образованию.


Количество показов: 44
Дата создания: 06.06.2025 14:08:01
Автор:  Наталья Касперская
Время на чтение:  15 минут

Возврат к списку