Наталья Касперская — президент ГК InfoWatch, председатель правления АРПП «Отечественный софт» и мама 5 детей — поделилась взглядом на жизненные ценности в интервью «Парламентской газете» и рассказала, стоит ли гнаться за целью увеличения числа женщин в бизнесе и богатством.
О женщинах в бизнесе
В популистской риторике количество женщин в бизнесе выставляется как достижение общества и показатель гендерного равенства. Выходит, что это показатель, который нужно увеличивать.
На начало 2024 года женщины являются собственниками 41% российских предприятий, при этом в сфере интернет-торговли женщин-предпринимательниц уже больше, чем мужчин. Это выше показателей некоторых западных стран.
Спросим себя: зачем мы ставим подобные гендерные задачи и какую цель хотим этим достичь? Улучшится ли в России качество бизнеса при еще большей вовлеченности женщин?
Качество бизнеса зависит не от распределения предпринимателей по полам, а от общего аппетита предпринимательской активности в стране и предоставляемых возможностей. Уделять внимание следует именно этим параметрам, а цель увеличения числа женщин в бизнесе — лукавая.
Почему, например, не поставить задачу вырастить в России больше женщин-пожарных?
Мотивация
Если посмотреть на мотивацию, то чаще всего желание открыть свой бизнес связывают с большим заработком. Рассказывают о непременном успешном успехе.
Но заработок в бизнесе никому не гарантирован. По статистике стартапы в основном неуспешны, и девять из десяти умирают в первый же год. Об этом не принято говорить — провалы никого не интересуют.
Следует понимать, что бизнес — высокорисковая сфера. Бесконечные вопросы с налоговой, с проверяющими, с вымогателями, с конкурентами, в судах. Ежедневно, без остановки, отпусков и выходных. Не каждый к такому готов.
Когда я начинала бизнес в Лаборатории Касперского, дни зарплаты для меня были черными. Нужно было достать денег, чтобы заплатить сотрудникам. Никаких гарантий, что клиенты заплатят вовремя. Приходилось недоплачивать или вовсе не платить себе.
Деньги и счастье
В мотивации идти в бизнес, чтобы заработать много денег, есть второй уровень — сам взгляд на деньги. Почему-то люди считают успешными тех людей, у кого много денег.
Во-первых, деньги очень быстро заканчиваются. Во-вторых, как только человек становится материально благополучным, рядом появляется огромное количество «паразитов», чей интерес исключительно деньги. В-третьих, деньги не напрямую связаны с личным счастьем. Можно быть умеренно обеспеченным человеком, но счастливым. А можно — богатеем, но фрустрированным, недовольным и несчастным.
Чужие идеалы
Идеология стремления к связанному с благосостоянием успеху — навязанная Западом модель. Благодаря таким установкам и недостаткам воспитания, в России растет поколение молодых людей, которые считают, что они уникальны и поэтому непременно должны стать успешными. Не имея ни опыта, ни готовности работать, но совершенно убежденные в своей исключительности, они приходят на работу, ожидают больших зарплат.
Не получив желаемого, они либо адаптируются, либо начинают винить во всем окружающих.
В последние 30 лет среди россиян сформировалась нацеленность на свой личный комфорт и личные достижения. Это неправильно. Личные достижения — нечто преходящее. Когда человек умирает, становится совершенно неважно, насколько успешным он был. Дети — вот та нить, которая связывает нас с будущим и то, что остается после нас.
Взгляд государства
Если посмотреть на эту ситуацию со стороны государства, то подобный взгляд на успех — правильный.
По данным Росстата, в 2023 году суммарный коэффициент рождаемости в России снизился до 1,41 при уровне воспроизводства 2,1. Уровень воспроизводства — это сколько детей на одну женщину должно родиться, чтобы сохранить численность живущих в стране людей.
При существующей тенденции население будет стареть, а количество работающих россиян сокращаться. Государству придется решать множество сложных вопросов. Например, искать средства для обеспечения растущего числа пенсионеров, придумывать способы закрытия растущего числа вакансий, повышать пенсионный возраст и тому подобное.
Итог
Если отбросить фальшивые идеалы и навязанные ценности, то выходит, что в бизнес человеку следует идти, только когда он может предложить и продать то, в чем разбирается, и понимает все риски. Добиваться изменений гендерных пропорций в бизнесе — ложная цель.
Мерилом успеха человека в обществе должны стать не деньги, а количество детей, которые получили достойное воспитание.
Количество показов: 44
Дата создания: 05.02.2025 15:27:20
Автор: Наталья Касперская
Время на чтение: 15 минут