АРПП «Отечественный софт» ознакомилась с разработанным и активно обсуждаемым в ИТ-отрасли Проектом Стратегии развития отрасли связи РФ на период до 2035 года и направила свою позицию в Аппарат Правительства РФ и профильные органы государственной власти относительно предложений по изменению законодательства в области сетевого нейтралитета.
Основное направление развития отрасли связи до 2035 года заключается в обеспечении ее импортонезависимости, что требует немалых инвестиций со стороны всех участников рынка в разработку отечественных программных и программно-аппаратных продуктов. Таким образом, значимая финансовая нагрузка ложится на плечи операторов связи.
Одной из ключевых инициатив в рамках реализации Стратегии является закрепление на законодательном уровне прекращения применения принципа сетевой нейтральности в отрасли связи и создание правовых и финансово-экономических механизмов для обеспечения выравнивания рыночных условий между телекоммуникационными и Интернет-компаниями, предусматривающих возможность введения минимального тарифа, взимаемого операторами связи за пропуск трафика от крупнейших интернет-компаний.
Эксперты Ассоциации отмечают, что предложения об отмене принципа сетевого нейтралитета, которые изложены в тексте Стратегии, сформулированы представителями крупнейших операторов связи с целью покрытия своих затрат за счет компаний, предоставляющих интернет-сервисы, тем самым увеличивая «операторский» рынок. Полученные средства будут направлены на финансирование перехода на отечественные решения, обеспечение информационной безопасности и на развитие собственных сервисов.
Руководитель Комитета по телекоммуникациям Ассоциации Николай Михайлов так комментирует инициативу, представленную в тексте Стратегии: «Отечественный рынок Интернет-провайдеров очень конкурентный. Конкуренция на операторском рынке является более значимым фактором, сдерживающим рост цен, чем требования регулятора. С одной стороны, это благоприятно влияет на развитие цифровой экономики в целом: затраты на связь для юридических лиц минимизированы, а цена за Интернет для потребителей в России одна из самых низких в мире. С другой стороны, как при таких низких ценах операторам изыскать средства на инвестиции в технологии?»
В такой ситуации все операторы связи поняли: чтобы поднять ARPU (среднюю выручку с одного абонента), необходимо предлагать своим абонентам дополнительные сервисы. В первую очередь, это аудиовизуальные сервисы (АВС), включая IP-телевидение. По данному пути идет большинство операторов, которые выстраивают рыночные отношения с крупными онлайн-кинотеатрами, поставщиками контента и сервисных платформ. Так зарождается сервисная экономика.
Также Николай Михайлов отмечает, что «отмена сетевой нейтральности приведет к разрушению сложившегося рынка, где стороны были равно заинтересованы друг в друге. На замену придет рынок, где одна сторона - оператор, будет доминировать, иметь возможность выстраивать барьеры для других игроков, ограничивать их рынок. Стоит также заметить, что крупные операторы развивают свои собственные АВС, и в случае отмены принципа сетевого нейтралитета их АВС получат преимущество относительно других сервисов».
Современные АВС - это не просто библиотека контента, а развитая цифровая платформа. В ситуации отмены сетевой нейтральности одни разработчики цифровых платформ получат нерыночные инструменты конкуренции с другими разработчиками. Больше всего пострадают независимые разработчики тиражного ПО, т.к. у них нет ни своих сетей, не своих АВС.
«Таким образом мы видим, что отмена сетевого нейтралитета, приведет к нарушению конкуренции на рынке цифровых платформ», — приходит к заключению Николай Михайлов.
Вместе с тем, стоит отметить, что отмена принципа сетевого нейтралитета противоречит принятой Министерством экономического развития РФ и разработанной по поручению Президента РФ Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы». Ключевым тезисом Концепции является выстраивание конкурентной среды как необходимого элемента развития отрасли, что также свидетельствует о несвоевременности размышлений операторов на указанную тему.
Письмо АРПП в Аппарат Правительства Российской Федерации