Представьте, что ваш онлайн-бизнес — например, интернет-магазин, сайт отеля или сервис по доставке цветов, — это небольшой уютный бутик. Вы с любовью отбираете лучшие товары, заботитесь о клиентах и развиваете свое дело. Но однажды утром вы приходите в свой бутик и видите, что двери заклинило, какие-то хулиганы разбили витрины, а внутри толпятся маргиналы, отпугивающие настоящих покупателей.
Примерно так выглядит сайт вашего бизнеса под атакой в цифровом мире. В этом посте мы расскажем, как распознать угрозу и защитить свой малый бизнес.
1. Сайт стал медлительным, как черепаха
Если ваш сайт вдруг начал загружаться со скоростью модема, это первый тревожный звоночек. Это может быть DDoS-атака или нашествие ботов. Они создают огромную нагрузку на сервер, из-за чего сайт начинает «задыхаться» и медленнее работать.
2. Сайт играет в прятки
Еще вчера ваш сайт был онлайн, а сегодня его в поисковике не могут найти ни вы, ни клиенты. Частые «исчезновения» сайта могут означать, что он подвергается атаке, которая перегружает сервер настолько, что он просто отключается.
3. Странные гости на вашем сайте
Вдруг заметили, что на сайте небывалый наплыв посетителей, особенно на каких-то конкретных страницах, но при этом продажи не растут? Это как если бы в ваш магазин вдруг нагрянула толпа людей, которые только щупают товары, не пропускают других покупателей, но ничего не приобретают.
Давайте разберемся, как распознать таких странных гостей с помощью инструментов аналитики на примере «Яндекс.Метрики».
— Резкий скачок посещаемости
Зайдите в раздел «Посетители» в «Яндекс.Метрике». Если вы видите внезапный и необъяснимый рост числа посетителей, особенно на определенных страницах, это может быть сигналом тревоги.
— Аномальная активность на конкретных страницах
В отчете «Популярные страницы» обратите внимание на страницы с необычно высоким трафиком. Если какая-то страница вдруг стала очень популярной без видимых причин, это повод для беспокойства.
— Странные источники трафика
Изучите отчет «Источники, сводка». Если вы заметили большой приток посетителей из неожиданных источников — из других стран или, например, с телефонов или планшетов, хотя ранее заходили только из одной страны и десктопа — все это может указывать на активность ботов.
— Подозрительные показатели поведения
Обратите внимание на метрики «время на сайте» и «глубина просмотра». Если у вас вдруг появилось много посетителей, которые проводят на сайте считанные секунды или просматривают неестественно много страниц, это может быть признаком ботов.
4. Сайт ведет себя как в фильме ужасов
Представьте, что вы заходите в свой магазин, а там все вверх дном: товары не на своих местах, ценники перепутаны, а на стенах странные надписи. В мире сайтов это может выглядеть как неожиданные ошибки, странные редиректы или изменения в контенте, которые вы точно не делали.
Например, когда происходит взлом с подменой страниц, злоумышленник находит способ получить доступ к сайту, а затем изменяет или заменяет эти страницы на те, которые созданы им. Например, может добавить свой текст, изображения или ссылки на вредоносные ресурсы. После этого, когда посетители заходят на сайт, они видят не то, что вы предусмотрели, а измененный контент, который может вводить их в заблуждение, что влечет за собой, например, кражу их данных или даже денег.
Такой взлом может нанести серьезный ущерб репутации и безопасности вашего сайта, поэтому важно использовать надежные средства защиты. Это может быть признаком того, что кто-то пытается взломать ваш сайт или уже проник в его инфраструктуру.
5. Тревожные сигналы от «соседей» и клиентов
Если ваш хостинг-провайдер вдруг присылает сообщения о подозрительной активности или клиенты жалуются, что не могут попасть на сайт, то это серьезный повод для беспокойства. Это все равно что соседи по торговому центру или покупатели сообщают вам о мутных личностях, крутящихся возле вашего магазина.
Что делать, если вы заподозрили атаку?
• Не паникуйте, но действуйте быстро
Помните, что не всякий всплеск активности — это атака. Но если подозрения сильны, действуйте решительно.
• Свяжитесь с хостинг-провайдером
Сообщите о своих подозрениях хостинг-провайдеру. У них могут быть дополнительные инструменты для анализа и противодействия атакам.
• Рассмотрите возможность подключения облачной защиты
Подумайте об облачной защите. Это как поставить сигнализацию и нанять охранников для вашего магазина. Облачные сервисы защиты от DDoS-, веб-атак и вредоносных ботов работают круглосуточно, отфильтровывая вредоносный трафик еще до того, как он достигнет вашего сайта.
• Настройте дополнительные фильтры
Используйте полученные данные для настройки более точных фильтров в вашей системе безопасности. Например, можно временно ограничить доступ с подозрительных IP-адресов.
Больше о том, как хакеры атакуют малый бизнес, можно будет узнать на SOC Forum, который проходит в Москве с 6 по 8 ноября в рамках Недели кибербезопасности. Регистрируйтесь онлайн и получайте полезный контент о методах защиты от киберугроз от ведущих экспертов рынка информационной безопасности.
И главное, помните: нельзя надеяться на авось и оставаться без облачной защиты — сегодня любой, даже небольшой сайт может попасть под прицел хакеров.
Берегите свой бизнес!