За последний год ИТ-отрасль России кардинально сменила курс, пойдя по собственному пути развития, и сейчас переживает глобальные изменения. Советник генерального директора Content AI Олег Сажин рассказал, какие основные тренды двигают отечественное ИТ-сообщество, почему генеративные сети в глобальном понимании ближе к электричеству, чем к блокчейну, и действительно ли стоит опасаться восстания машин, которое прогнозируется после каждого технологического открытия.
Сегодня многие компании развивают именно интеллектуальные технологии и продукты, и Content AI не исключение. Расскажите, что это за тренд и почему все переходят на эту модель развития ПО?
— В разное время искусственным интеллектом назывались разные технологии, и эта тенденция сохраняется и по сей день. К примеру, наши технологии OCR стояли у всех истоков и важных поворотов в теме распознавания, и каждый раз классифицировались ИТ-сообществом как технологии искусственного интеллекта, а спустя время переставали к таковым относиться.
В 80-е OCR, который умел распознавать образы букв, считался частью искусственного интеллекта. И на тот момент эта технология действительно была на острие науки и вычислительных возможностей компьютеров тех времен.
С развитием ИТ-отрасли OCR постепенно перешел из разряда инноваций в разряд обыденной технологии, которую перестали напрямую относить к искусственному интеллекту. Это произошло потому, что под искусственным интеллектом стали пониматься не обособленные технологии, а нейросети, которые работают по принципу головного мозга человека и обучаются бесконечному множеству разнообразных команд. И, конечно же, разработчики OCR технологий не смогли оставить без внимания такой мощный инструмент. Так, технология OCR, которая до этого распознавала текст по буквам и их закорючкам, стала работать на сверточных сетях (convolutional networks), которые выдавали результат по принципу end to end recognition — вместо побуквенного распознавания анализировались сразу целые текстовые или графические блоки. К ним же добавились технологии machine learning, которые расширили методы распознавания и улучшили качество выдаваемого результата. Таким образом, OCR вновь стал частью ИИ-технологий.
Сейчас же главный тренд в области искусственного интеллекта — генеративные нейросети, которые способны на основе некоторых вводных данных создавать уникальный контент — тексты, изображения, музыку — все то, что до недавнего времени считалось доступным только человеку. И, как следствие, все ИТ-сообщество теперь учитывает этот тренд в развитии собственных технологий и продуктов, а фокус понятия «искусственный интеллект» вновь стал смещаться.
Расскажите, как и для чего сейчас Content AI применяет искусственный интеллект?
— В первую очередь мы используем искусственный интеллект для разработки своих технологий и продуктов.
Если говорить о технологиях, то благодаря искусственному интеллекту нашему OCR удается, например, быстрее покрывать новые языки, а также демонстрировать высокое качество и скорость распознавания.
В продуктах мы применяем искусственный интеллект для удобства наших клиентов и заказчиков. Он помогает пользователям стать более автономными и самостоятельными в работе и, как следствие, более оперативными. По этой причине многие ИТ-компании, в том числе и Content AI, при разработке продуктов делают упор на поддержку citizen developer — работников, которые способны создать, расширить функциональность или привнести серьезные улучшения использующегося программного обеспечения, при этом не имея знаний в области программирования.
К примеру, при разворачивании системы потокового ввода документов, на первом этапе внедряется решение, настроенное на определенные типы документов — паспорт, свидетельство о рождении, ИНН. При этом, когда у заказчика возникает потребность извлечь данные из документа другого типа, допустим, водительского удостоверения, ему требуется сторонняя помощь. Вначале составляется подробное ТЗ для ИТ-отдела, который затем формирует запрос системному интегратору, а уже тот, в свою очередь, либо решает вопрос самостоятельно, либо составляет соответствующий запрос вендору софта. Доработка возвращается по той же цепочке обратно к исполнителю.
Конечно, такая модель работы — это долго и дорого. К тому же, всегда могут возникнуть коммуникативные издержки по типу испорченного телефона, и период длительного ожидания может по итогу обернуться ничем.
Для того чтобы надолго не прерывать процесс работы у заказчиков, можно встраивать в продукты нейронные сети, которые в разы быстрее и точнее помогают справиться с подобной задачей. Мы же в Content AI пошли дальше — планируем в принципе передать этот инструмент на сторону клиента, исключив наличие такой длинной коммуникативной цепочки, и позволить сотруднику заказчика в лице citizen developer самостоятельно справляться с такими запросами.
Какие сейчас основные тренды в российском ИТ-сообществе?
— В первую очередь все игроки делают упор на опережающее импортозамещение. Обычное импортозамещение, когда создают завтра то, что было сделано у других вчера, — не самое разумное решение для бизнеса и развития компании. Сейчас представители отрасли не просто замещают западное ПО, но разрабатывают более продвинутые аналоги уже существующих на мировом рынке решений.
Параллельно с этим идет тенденция по линуксовизации. Иными словами, новые решения изначально должны работать под управлением отечественных операционных систем на базе Linux.
Стоит сказать, что вскоре аналогичный упор отрасли будет сделан и на железо, все предпосылки к этому уже заметны. Кстати, сейчас из-за некоторых трудностей в поставках компьютеров и серверов, интересная тенденция произошла и вокруг облачных платформ — их использование получило новое дыхание. Клаудные компании параллельно с услугой размещения данных на их серверах предоставляют бизнесу возможность приобрести облако как платформу в дата-центр организации с сохранением полной функциональности. Иными словами, установить и использовать обособленное от внешних серверов внутреннее облако компании.
Еще один важный тренд — информационная безопасность. Здесь речь идет не только об утечке данных, но и об элементарной работоспособности систем — устойчивости к различным блокам и DDOS-атакам. Тема настолько трендовая, что некоторые компании ведут разработку на машинах, полностью отключенных от интернета.
Также, как я уже упоминал, сейчас актуально все, что связано с искусственным интеллектом. Эта тема активно поддерживается не только бизнесом, но и правительством — составляются дорожные карты, определяются параметры и сроки внедрения.
Если говорить про глобальный тренд и траекторию развития разработки, то вендоры делают упор на интерактивность, скорость, кастомизацию и работу в онлайне — на все то, что появилось в нашей жизни с развитием и популяризацией соцсетей. Этот тренд образовался благодаря миллениалам, которые сейчас становятся основными и самыми активными потребителями, будь то модель В2С, B2C или даже B2G.
Поколение миллениалов воспитано на интернете и соцсетях — интерактивных площадках, которые взаимодействуют с пользователем в режиме реального времени и, главное, персонализированы для каждого конкретного пользователя, будь то реклама или рекомендуемые друзей. По этой причине миллениалы теперь и в жизни требуют того же. К примеру, если они как заказчик не получают от бизнеса ответа, к которому их приучили соцсети, то скорее всего они сменят поставщика, контрагента или даже партнера, и начнут выстраивать отношения с бизнесом, который способен работать в режиме реального времени, быстро и персонализировано.
Наглядный пример такого тренда — наш продукт ContentCapture, который раньше использовался для нужд бэк-офиса, помогал оцифровывать архивы. С развитием автоматизации, которая привнесла заметную конкурентоспособность, продукт стал востребованным у фронт-офиса, который напрямую работает с клиентами и заказчиками, что позволяет взаимодействовать с клиентом практически на лету и с привлечением большего количества данных. И мы, как разработчики продукта, учитываем тенденции на рынке, под которые меняем и обновляем собственную карту развития наших решений и технологий. Это нужно для того, чтобы оставаться востребованными и конкурентоспособными.
Есть ли вероятность, что из-за нового курса в развитии ИТ-индустрии Россия отстанет от общего мирового вектора технологического развития?
— Не думаю, ведь не просто так многие иностранные компании базировали свой отдел R&D именно в России. И дело тут не в цене — в Индии, например, дешевле. Причина в образовании наших разработчиков, в частности, математической экспертизе, позволяющей правильно выбирать метод решения задачи и излагать его в понятном для компьютера виде. И, кстати, многие разработчики, работавшие в R&D центрах западных компаний, теперь развивают отечественные решения. Так что здесь еще кто что потерял или приобрел.
Для нас я вижу риски в другом. Раньше мы были полностью интегрированы в мировое ИТ-сообщество, соревновались с крупными западными конкурентами, с которыми все время сверяли часы. Сейчас мы попали в некий вакуум, и для большинства бизнес-кейсов эта сверка часов не проводится. Такая ситуация может расслабить наших разработчиков, особенно тех, кто стал монополистом на рынке после ухода зарубежных коллег, и все это может привести к падению качества выпускаемых продуктов и технологий. Для того чтобы держать себя в тонусе, следует не исключать из своей работы ориентацию на экспорт, и периодически обращаться зарубежным коллегам.
Также неким регулятором рынка могут выступать заказчики, которые, несмотря на все обстоятельства, откажутся пользоваться решением, находящимся ниже мировых аналогов. А еще стоит не забывать о том, что существуют вполне реальные сценарии возвращения зарубежных вендоров или роста популярности ИТ-решений китайских коллег, что в конечном итоге для таких халявщиков может обернуться самым реальным концом.
Сейчас все активно ударились в развитие нейросетей. На ваш взгляд, насколько эта тема продержится в топе? Или это очередной хайп, который случился в свое время с блокчейном?
— Я бы сравнил нейросети скорее с электричеством, нежели с блокчейном. Хайп от блокчейна действительно был, но сама технология заняла свою нишу и особо за ее рамки не выходит. А вот с электричеством случилась другая история: научный прорыв был, хайп прошел, спустя время никто ему уже и не удивлялся, но при этом мы, спустя два века после его открытия, с трудом можем представить свою жизнь без него. Настолько, что придумали его различные вариации и даже научились носить с собой. Предполагаю, что примерно такой же путь ожидает и нейросети, но со своими нюансами, ограничениями и, скорее всего, законодательным регулированием.
Сейчас с новым ажиотажем возобновились разговоры о замене человеческого труда искусственным интеллектом. На ваш взгляд, насколько реальны прогнозируемые постапокалиптические сценарии, которые вызывают у многих тревогу и опасения?
— Сценарий, что роботы заменят человека в какой-то деятельности — уже реален. С трудом можно назвать сферу, в которой еще не принимает никакого участия искусственный интеллект и не заменяет какую-то деятельность человека, он действительно повсюду — управляет транспортными потоками, автоматизирует рутину с помощью умного дома, обрабатывает онлайн заказы в режиме 24/7. При этом каждый этап развития и внедрения искусственного интеллекта встречался схожими опасениями и страшными сценариями будущего. Развитие генеративных сетей — просто еще одно звено в этой цепочке прогресса, идущее параллельно с новыми страхами за человечество, но к которому в целом мир готов.
Если и говорить о каких-то опасениях в этой области, то они скорее кроются в возможности учить генеративные сети на зараженных данных или тренировать на выдачу необъективной информации. Последствия этого могут действительно быть очень тревожными.
Возвращаясь к вопросу о безработице из-за внедрения искусственного интеллекта, стоит сказать, что с появлением компьютеров и развитием технологий мир в принципе стал очень быстро меняться, и новые профессии как мгновенно появляются, так и быстро исчезают. Где сейчас специалисты по пейджерам? Вряд ли сидят без работы уже 20 лет. Такой ритм жизни приводит лишь к одному выводу — для комфортной жизни в современном мире очень важно непрерывно учиться. Этот навык позволит не только быстро адаптироваться ко всем изменениям, но и эффективно пользоваться любыми технологическими прорывами.