Эксперты АРПП: Аутстаффинг в ИТ — за и против

22.07.2024

У экспертов нашей Ассоциации мы узнали, практикуют ли аутстаффинг компании АРПП, какие плюсы и минусы существуют в работе с внештатными сотрудниками и какие специалисты наиболее востребованы при использовании данного способа найма.

Из-за дефицита ИТ-кадров российский бизнес начал привлекать специалистов из-за рубежа, используя технологию аутстаффинга — это модель удаленного найма, при которой нужного специалиста не ищут на рынке труда, а «арендуют» под реализацию определенных задач у сторонней компании. Особый интерес у работодателей вызывают разработчики из Индии и Пакистана. По данным hh.ru, предоставленным RB.RU, число размещенных вакансий отечественных компаний за последние полгода увеличилось: для индийских программистов — на 68%, а пакистанских — в 2,4 раза.

Базис.pngАлександр Ковалев, HR бизнес-партнер «Базис», рассматривает нехватку кадров как болезненную проблему российского ИТ-рынка, особенно в условиях импортозамещения: «Кто-то уехал за границу, кто-то не обладает нужными навыками и опытом, кого-то нужно переучивать». По мнению эксперта, аутстаффинг не решает проблему дефицита, но может помочь в ситуациях, когда нужно найти специалистов под определенный проект.

Согласно оценке Александра Ковалева, подавляющее большинство российских компаний пользуются инструментами удаленного найма. Это случается из-за отсутствия возможности или нежелания держать в штате полноценную команду, или же в случае необходимости решения отдельной задачи, под которую целесообразнее пригласить подрядчика.

«Главный плюс аутстаффинга – вы получаете за свои деньги ровно то, что хотите. Вам не нужно содержать команду, переживать о найме или уходе сотрудников. Это услуга решения конкретной ИТ-проблемы «под ключ», — отмечает эксперт. К минусам Александр Ковалев относит стоимость услуги и инертность нанимаемых специалистов: «На длинной дистанции аутстаффинг дороже, чем содержание собственной команды. После согласования конкретного проекта уже нет возможности сравнительно просто и быстро поменять его условия, как это можно сделать при работе с внутренней командой. Наконец, специалисты на аутсорсе – это, фактически, наемники, у них редко проявляется привязанность к созданному ими коду, модулю, продукту. В противовес, собственная команда зачастую обретает лояльность к создаваемому проекту, что подталкивает коллег делать его лучше, не ограничиваясь простым выполнением поставленного ТЗ».

Raketa_logo znak_60deg_color.pngКсения Коскова, hr-директор цифровой платформы для организации командировок и управления расходами «Ракета», среди недостатков аутстаффинга выделяет скорость включения специалистов в проект, процессы компании и ее специфику: «Даже, если удалось найти подходящий аутстафф и договориться по условиям, все равно существует сильная ротация кадров, свойственная ИТ-сфере. «На месте», в штате, сотрудника получается адаптировать к работе быстрее».

Однако эксперт согласна, что в ситуации дефицита кадров на рынке аутстаффинг остается достаточно популярным. Оценивая тренды рынка, Ксения Коскова предполагает, что дальше практика найма сотрудников «вне штата» будет только расти: «Сейчас наиболее востребованные сотрудники — разработчики. Но интерес есть и к другим специалистам уровня middle+, необходимым ИТ-компаниям. Популярной формой сотрудничества является Time & Material, когда заказчик платит за фактические часы работы подрядчика над проектом. Стоимость услуг за час может варьироваться от 2000 до 5000 рублей в зависимости от компании и уровня специалиста».

postgrespro.pngКсения Замуховская, директор по персоналу Postgres Pro, называет практику аутстаффинга в России «спорной»: «В России такой вид найма официально запрещен, но в законодательстве есть отсылка к ст. 18.1 закона «О занятости населения», которая позволяет передавать сотрудников юридическому лицу на время для выполнения определенных задач».

Эксперт считает, что для системной разработки аутстаффинг не подходит: «С помощью привлечения внештатных сотрудников можно закрыть краткосрочные потребности в областях, где не требуются специфические знания. Опыт Postgres Pro показывает, что даже опытному специалисту для погружения в СУБД-продукт нужно от трех до шести месяцев, а у молодого процесс может занять больше года. Поэтому аутстаффинг в таком формате становится совершенно невыгодным».

По словам Ксении Замуховской, возможным выходом может стать работа с уже слаженной аутсорс-командой, которая способна целиком выполнить задачу, например, запустить новый продукт. В этом случае компания понимает, что выгоднее привлечь опытную команду с подтверждёнными кейсами из нужной области, а не расширять собственный штат. Однако сохраняется главный минус аутстаффинга, обозначенный экспертом: «Невозможно контролировать уровень знаний и подготовки сотрудников, а значит – нет уверенности в финальном результате и качестве продукта».

Компании АРПП «Отечественный софт» с осторожностью используют аутстаффинг, привлекая таким образом специалистов исключительно на краткосрочные проекты и задачи, не требующие специфических отраслевых знаний и навыков. Несмотря на условия дефицита кадров, ИТ-компании предпочитают собственные штатные команды для системной разработки решений и долгосрочного планирования стратегий развития.



Компании, упомянутые в новости:  Базис  / Raketa-travel / Postgres Professional