Состоялась конференция «Перезагрузка трендов в сфере ИТ-образования»

17.12.2021

15 декабря в Москве прошла конференция «Перезагрузка трендов в сфере ИТ-образования», посвященная проблемам подготовки ИТ-специалистов в связи с обострением дефицита кадров, вызванного пандемией коронавируса на фоне ускорившегося процесса цифровой трансформации. Был обсужден весь спектр проблем ИТ-образования - от подготовки по информатике и математике в школах, до подготовки студентов в вузах и колледжах, и заканчивая переподготовкой и повышением квалификации ИТ-специалистов.

Конференция была организована НП «РУССОФТ» совместно с «Университетом 2035» при поддержке АРПП «Отечественный софт», АПКИТ, а также Университета Иннополис. Техническим партнером конференции, обеспечившим видеоконференц связь для удаленных участников стала компания TrueConf.

Мероприятие открылось пленарным заседанием «Оценка состояния системы подготовки кадров для ИТ-отрасли в ходе цифровой трансформации отраслей российской экономики и социальной сферы».

Модератором стал Николай Комлев, исполнительный директор АПКИТ, и сразу обозначил актуальность вопроса: «Мы затрагиваем проблему на стыке трех сущностей: бизнес, образование и власть. Надо попытаться ответить на вопрос: как соединить ответы всех на вопрос дефицита кадров».

Александр Хинштейн, депутат Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, отметил, что тема, поставленная на повестку дня, - одна из наиболее актуальных и значимых, но одновременно и внутренне противоречивых: «В последнее время произошел резкий рост размера заработной платы сотрудников в ИТ, — это уникальный случай, когда, с одной стороны, происходит состязательность в зарплатах среди работодателей, с другой стороны, все равно ощущается дефицит и нехватка профессиональных кадров. По разным оценкам, дефицит кадров в отрасли на данный момент составляет от полумиллиона до миллиона человек. 

Государство ведет большую работу в этом направлении: количество бюджетных мест на обучение возрастает (в этом году оно было увеличено с 50 до 80 тыс.), есть проекты правил предоставления субсидий на ИТ курсы для школьников, в декабре был принят федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ отрасли».

Однако я вижу, что сегодня, декларируя цели подготовки профессиональных кадров, государство должным образом эту подготовку не контролирует: целый ряд ВУЗов, получающих бюджетные места под ИТ специальности в действительности не готовят конкурентноспособные кадры. Иногда преподаватели сами имеют отдаленное представление о предмете из-за отсутствия должного и систематического взаимодействия между ВУЗами и бизнесом. Компаниям нужно готовить кадры «под себя». Также отдельная проблема состоит в отсутствии ценового коридора на ИТ специалистов: крупные структуры, особенно часто с госучастием, «вымывают» весь рынок, набирая себе молодых специалистов по достаточно высоким расценкам».

Николай Яцеленко, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: «Рынок труда в ИТ сейчас перегрет, для работодателей становится очень сложно удерживать команды. Но Минцифры принимает меры для покрытия дефицита рабочей силы в отрасли: запущен проект «Цифровые профессии», позволяющий работникам из других отраслей сменить поле деятельности, есть проект по обучению языкам программирования школьников, проект по переподготовке преподавателей ВУЗов. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» тоже недавно был передан в ведение Минцифры. Программы еще будут расширяться, причем мы работаем не только в ИТ сфере, но и идем в межотраслевые проекты. Надеемся, что мы поможем устранению этого дефицита с помощью наших программ».

Борис Нуралиев, основатель, 1С, руководитель Комитета АПКИТ по образованию: «Очень важно на первом, втором курсах бакалавриата «давать» студентам специальность, все далекое от отрасли ИТ (прим. ред. - имеются в виду обязательные дисциплины: ОБЖ, философия, иностранный язык и т.д.) - как раз можно преподавать на последних курсах. Обратная ситуация грозит недоверительным отношением студентов к пользе получаемого образования. Еще очень правильная идея – создавать цифровые кафедры: они помогли бы с взращиванием большего количества ИТ кадров, т.к. несмотря на увеличение бюджетных мест в учреждениях образования, их все равно не хватает, чтобы покрыть дефицит.

Цифровые кафедры — это способ получения дополнительной квалификации людьми, чье основное образование не относится к ИТ специальностям. Из таких людей и получаются бесценные специалисты: они одновременно и понимают предметную область, и умеют программировать. Наконец, очень полезной вещью для решения проблемы представляется проект «Цифробраз» — это платформа, через которую компании и ВУЗы могут найти друг друга».

Надежда Сурова, Руководитель Центра компетенций «Искусственный интеллект» НТИ, Управляющий директор Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» Университета 2035 НТИ, член экспертного совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн технологии: «Проект «Цифровых профессий», предусматривающий создание программ от ведущих компаний и университетов с господдержкой, и рассчитанный на 4 года, очень хорошо показывает себя по части решения проблемы дефицита кадров, кстати, лидер по количеству обученных - это 1С. В этой программе бизнес объединился для того, чтобы помочь Минцифры. Огромный спрос есть и среди взрослых, и среди школьников».

Екатерина Гоглева, заместитель директора, Институт по проекту Опорный образовательный центр, руководитель сектора аналитических исследований, Институт дополнительного образования Университет «Иннополис», указала на важность комплексного подхода: начинать со школьного образования, привлекать советы по образовательным квалификациям, повышать квалификации преподавателей. Напомним, что Иннополис - один из главных центров повышения компетентности преподавателей.

Роберт Уразов, генеральный директор, АНО «Агентство развития профессионального мастерства» (ВОРЛДСКИЛЛС РОССИЯ)»: «Мы выделяем 4 компонента успешной массовой подготовки будущих специалистов для работы в цифровой сфере: самый хороший студент, самый хороший преподаватель, профессиональный управленец и качественная материально-техническая база. Нужно заниматься по отдельности каждым из них. К примеру, для повышения квалификации преподавателей наше движение вовлекает этих людей в профессиональное сообщество с целью развития компетенций в сфере работы конкретной компании, также мы проводим программу переподготовки мастеров производственного обучения. Для студентов нам кажется полезным проводить демонстрационные экзамены, суть которых состоит в том, что будущий специалист при подготовке и последующей защите экзамена использует те навыки, которые предположительно будет использовать в своей будущей работе».

Алексей Смирнов, член правления АРПП «Отечественный Софт», председатель совета директоров «Базальт СПО», обратил внимание на использование отечественных продуктов в обучении:
«Дело в том, что принятый второй пакет мер поддержки отрасли содержит переход школ на отечественное ПО, - это отличная мера, способствующая подготовке специалистов, которые будут эксплуатировать и дальше разрабатывать отечественные программы, однако с этим связаны большие риски. Во-первых, сейчас Минпросвещения создает единую онлайн платформу для всех школ в России, и возникает вопрос ее работоспособности, а также опасения: не станет ли она барьером для работы бизнеса со школами. Во-вторых, на демонстрационном экзамене, используемом в качестве процедуры ГИА в среднем профессиональном образовании, распространена практика применения продуктов известных во всем мире, и встает вопрос, как обеспечить сдачу экзаменов на базе отечественного ПО».

АРПП Смирнов.JPG    Перезагрузка в образовании АРПП.jpg

Следующая дискуссия «Проблемы школьного образования в области математики и ИТ» была открыта Федором Кирдяшовым, директором департамента образования, ГК AstraLinux, руководителем Комитета по образованию НП РУССОФТ.

По словам Федора, модератора дискуссии, в школьном образовании наблюдается много проблем, которые важно решать, ведь «все начинается со школы, именно там закладывается фундамент и у ребенка начинается осознанная жизнь».

Именно поэтому в данную дискуссию были приглашены преподаватели школ, которые каждый день сталкиваются со сложностями в образовательном процессе в области информационных технологий.
Первый спикер, Денис Давыдов, заместитель директора по ИКТ, ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга», выделил три основные проблемы, которые нуждаются в решении: кадры, профессиональная ориентация школьников и техническая оснащенность школ. Спикеры панельной дискуссии согласились с важностью и необходимостью решения обозначенных проблем.

Во-первых, кадров порой либо не хватает, либо они учат устаревшей информации. «Учителя должны перестроиться с обучения темам вчерашнего дня, к темам дня завтрашнего», - комментирует в своем выступлении Виктор Минин, Председатель Правления АРСИБ. Еще большей эффективности можно достигнуть, если учителя будут сосредоточены на определенных направлениях подготовки школьников, например на программировании, которое является «серьезной интеллектуальной составляющей образовательного процесса», как отметил Алексей Семенов, доктор физико-математических наук, академик РАН, член экспертного совета при Университете 2035.

Во-вторых, в школах часто отсутствует профессиональная ориентация, поэтому «школьникам приходится заниматься разносторонней подготовкой в определенных направлениях и дополнительным развитием, например робототехникой, во внеурочное время», - отмечает Елена Назарова, учитель математики и информатики, МБОУ "Средняя школа №27" г. Ульяновска.

И третьей проблемой является отсутствие у школ технической инфраструктурой обучения ИКТ и средств для его обновления, что препятствует движению за современными трендами индустрии.

Андрей Никонов, исполнительный директор международной ассоциации «Русская Школа», директор русской школы в г.Хургаде (Египет) и учитель математики, рассказал о трудностях существования русских школ за границей, отметив высокую востребованность именно российского образования в других странах.

Математическим школам нужна поддержка, при правильном построении партнерства они могут «отправлять выпускников для получения высшего образования в Россию, где они бы могли решить кадровый вопрос индустрии».

Экспертами со стороны ИТ-компаний в рамках сессии выступили: Владимир Рубанов, CTO, Huawei R&D Russia; Павел Скрипниченко, руководитель проекта Контур.Класс, АО ПФ СКБ Контур; Анастасия Горелова, руководитель программ обучения «Хаб Знаний», МойОфис; Елена Бочерова, исполнительный директор, Киберпротект.

Конференция перезагрузка АРПП.JPG    Конференция по кадрам в образовании АРПП.JPG

Конференция продолжилась панельной дискуссией «Пути повышения качества подготовки ИТ-специалистов в колледжах и ВУЗах. Как увеличить выход ИТ-инженеров, соответствующих требованиям индустрии?»
Модератором стал Валентин Макаров, президент НП «РУССОФТ». Вначале дискуссии он отметил крайний дисбаланс уровня подготовки в разных университетах и разных регионах страны. Примерно половина вузов обеспечивают уровень подготовки кадров, который не соответствует требованиям работодателей, применяемые там методики обучения программированию не успевают за развитием отрасли и ее требованиями. Чтобы решить этот вопрос, важно государству помочь ликвидировать этот дисбаланс. Необходимо также выстраивать конструктивный диалог, основанный на практическом взаимном интересе, между университетами и бизнесом. Потому мы объединили представителей этих двух сторон в рамках нашей дискуссии.

Начиная с колледжей, необходимо сказать, что для них основной задачей является «в условиях ограниченных ресурсов, относительно ВУЗов, вклиниться в ту среду, когда школьник должен понять, хочет ли он в ВУЗ или хочет идти в практическое направление», - как сказал Антон Уймин, заведующий кафедрой, ГБОУ «Московский индустриальный колледж». Он также обратил внимание на то, что в условиях крайне низкого уровня оплаты труда учителей, результата в подготовке кадров достигают только те преподаватели, которые любят свою работу и любят развиваться в ней.

Институты, в свою очередь, «должны давать глубокую фундаментальную подготовку, а не слепо гнаться за трендами в программировании», - отметил Антон Земцов, директор института математики ВятГУ. Практические умения потом будут добавляться к этой основе, потому что развить их можно только под конкретную компанию.

Продолжая тему развития именно практических навыков у студентов, Антон Сергеев, советник Национального исследовательского института «Высшей школы экономики», предложил «консолидировать усилия бизнеса, государства и образования в развитии ИТ-образования в тех сферах, где у России есть потенциал стать мировым лидером – прежде всего, в кибербезопасности».

Екатерина Заугольникова, заместитель директора, ИТ-колледж «Сириус», подтвердила «необходимость создания консорциума» трех сторон, о котором говорил Антон Сергеев, однако отметила, что важно расширять его на весь процесс образования. Также она обратила внимание на тот факт, что вопрос финансирования образовательных учреждений остается острым, потому что для эффективного обучения нужны специалисты-практики, но зачастую им нужна мотивация, именно финансовая, чтобы преподавать в школах/колледжах/вузах.

На вопросы, поднятые спикерами со стороны образования, ответили выступающие со стороны ИТ-компаний: Иннокентий Пунтиков, директор по работе с ВУЗами, FirstLineSoftware; Федор Кирдяшов, директор образовательных программ, ГК AstraLinux, руководитель Комитета по образованию НП РУССОФТ; Константин Курдюмов, директор филиала, Luxoft Russia; Алексей Дрозд, начальник отдела информационной безопасности, «СёрчИнформ»; Роман Симаков, директор департамента развития системных продуктов, РЕД Софт; Михаил Филипенко, генеральный директор, FastReports.

Завершила конференцию Панельная дискуссия «Переподготовка и повышение квалификации ИТ-специалистов в учебных центрах ИТ-компаний, центрах ДПО». Модератором выступил Валентин Макаров, президент, НП РУССОФТ. По его словам, «на данный момент многие ИТ-компании имеют свои центры обучения и подготовки кадров, и каждый из них работает в первую очередь для обеспечения доведения кандидатов на работу в компании до ее специфических требований. Тем не менее, Учебные центры компаний способны переобучать и ИТ-специалистов с рынка, но для этого необходимо государству создать условия для стимулирования бизнеса использовать время своих очень дорогих специалистов для повышения численности персонала индустрии в целом. Трудно предположить, что бизнес готов будет этим 0заниматься из прибыли. И пока не будет построена стабильная система, механизм и финансирования взаимодействия ИТ-компаний, образовательных учреждений и государства, инициативы так и останутся очень точечными».

Федор Кирдяшов, директор департамента образования ГК Astra Linux, руководитель комитета РУССОФТ по развитию, подготовке и переподготовке кадров: «Проблему подготовки кадров для цифровой экономики необходимо решать комплексно, на всех уровнях обучения: начиная со школ и далее — в колледжах, университетах, центрах дополнительного профессионального образования.

Нужны срочные меры со стороны государства, направленные как на повышение привлекательности профессий учителей информатики и математики, так и на поддержку самих педагогов. Это позволит решить вопрос нехватки квалифицированных профильных преподавателей в школах и даст им возможность постоянно совершенствовать свои компетенции в сфере ИТ.

При этом университеты и колледжи должны выполнять роль определенного центра притяжения и связующего звена в цепочке подготовки кадров — от школ до отрасли. Взаимодействуя и получая актуальную экспертизу от индустрии, необходимо передавать ее учителям, делая школьное образование более качественным, профессионально ориентированным и интересным.

В свою очередь центры ДПО играют большую роль в том, чтобы довести компетенции кадров до уровня, который требуется на конкретных рабочих местах. Необходимо понимать принципы такого подхода и комплексно использовать его в решении проблем обеспечения рынка профессионалами».

Константин Курдюмов, директор филиала, Luxoft Russia: «Сейчас для нас, как и для других представителей бизнеса, работа с учебными заведениями – важное направление, и мы крайне заинтересованы в том, чтобы вопрос качественно прорабатывался всеми сторонами процесса. Есть ряд эффективных практик, которые реализуются в рамках работы со студентами-нашими потенциальными сотрудниками. Так мы открываем в университетах-партнерах студенческие лаборатории, где ребята могут применить знания на практике, прокачать hard skills, попробовать новые инструменты. Однако отдельное внимание необходимо уделять взращиванию преподавательского состава внутри учебных заведений и привлечению сторонних специалистов в качестве спикеров. Luxoft реализует полноценные учебные программы для студентов и магистров; сотрудники нашей компании, работающие на реальных проектах, знающие запросы международного рынка и понимающие тенденции, готовы делиться своими знаниями, опытом и лайфхаками. Мы уверены, что обучение от реальных практиков реальным кейсам – это самая качественная фактура. И, если такие знания укладываются на основу хорошего базового образования, которое даётся в учебном заведении, - мы получаем высококлассные кадры, открываем ребятам карьерные двери и получаем хороших сотрудников в свои команды».