Эксперты АРПП о сборе за использование зарубежного ПО

03.09.2024

Правительство РФ планирует в сентябре внести в Госдуму законопроект о специальном сборе с компаний за пользование иностранным ПО, сообщил ТАСС Максут Шадаев, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Ранее министр заявлял об обсуждении этой инициативы. Он признал, что российские компании адаптировались к условиям санкций, научились устанавливать обновления на зарубежный софт. В связи с этим министерство рассматривает введение механизмов стимулирования бизнеса к переходу на российские решения: экономического стимула («налоговые мотивации») и специального сбора с компаний за использование иностранного ПО.

В Ассоциации «Отечественный софт» не поддерживают инициативу Минцифры и рассматривают введение сбора как серьезное препятствие на пути к достижению технологического суверенитета страны. Идея ввести плату за использование зарубежного ПО может быть воспринята российским бизнесом как индульгенция для нарушения авторских прав и отсрочки перехода на отечественное ПО, считают в АРПП. «Инициатива сложна в реализации и администрировании, а также влечет за собой риски введения внеплановых проверок используемого бизнесом зарубежного ПО. Стимулировать отказ от использования иностранных решений необходимо не введением «штрафных» выплат, а развитием льготного ИТ-кредитования, субсидированием расходов заказчикам, а также расширением правительственных директив для госкомпаний и их дочерних предприятий», — отмечает исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Своим мнение об инициативе Минцифры поделились и отраслевые эксперты, участники Ассоциации. Бочаров Михаил Евгеньевич, глава комитета АРПП по информационному моделированию градостроительной деятельности, заместитель генерального директора по науке АО «СиСофт Девелопмент», приравнивает введение штрафов за эксплуатацию зарубежного софта к его легализации. «Мы неоднократно говорили, что попытки брать деньги в любом виде за использование иностранного софта — это попытка сделать его использование легальным. Есть законодательство, и есть реально существующее положение. Разработчики ушли, лицензии отозвали, запретили пользоваться. Какие инструменты у государства для обеспечения того, от чего отказался сам разработчик? Что предлагают за то, чтобы брать деньги? Ничего. И не смогут предложить за иностранный софт. Это неправильно», — подчеркивает Михаил Бочаров.

Дмитрий Хомутов, директор Ideco, также негативно оценивает возможность введения спецсбора за зарубежное ПО. Эксперт называет подобный шаг «индульгенцией для импортозамещения»: «Компании просто заплатят за право использовать зарубежные технологии, не заботясь о развитии отечественных решений. Это опасно для российских ИТ-компаний, которые вложили значительные средства в разработку продуктов для импортозамещения и рассчитывают на его успех. Такая ситуация может замедлить развитие отечественной ИТ-отрасли».

Анна Гридякина, директор по развитию и работе с органами государственной власти ГК ПРОТЕЙ, считает обсуждаемые меры при наложении на стратегические сегменты рынка не столько не эффективными, сколько опасными: «Критически мала вероятность того, что введение специального сбора повлияет на спрос на зарубежное ПО в сторону его спада. К примеру, китайским разработчикам не составит труда адаптировать структуру ценообразования продуктов с учётом данной инициативы, при этом для предприятий это может оказаться «соблазном» остаться с текущим набором компонентов инфраструктуры». Кроме того, по мнению эксперта, есть серьезный риск, что рынок может перейти в стадию стагнации: реальная доля в пользу отечественных разработок не будет увеличиваться, а поддержание работоспособности импорта сохранит риски информационной и технологической безопасности для пользователей.

Иван Панченко, глава комитета АРПП по интеграции российского ПО, сооснователь и заместитель генерального директора Postgres Professional, видит предлагаемый сбор в качестве эффективного метода, только если его сумма сравнится со стоимостью зарубежного ПО. «Поскольку российские юридические лица не могут официально купить или продлить лицензии западного софта, многие будут пользоваться пиратскими версиями бесплатно. Это ставит производителей отечественного ПО, которое необходимо приобретать, в невыгодное положение. Вероятно, чтобы это компенсировать, Министерство предлагает ввести подобный сбор. Однако шанс утверждения необходимого размера штрафа мал». Эксперт уверен, что в областях, где вопрос импортозамещения еще далёк от решения, введение сбора может «на корню» подорвать развитие отечественных технологий и продлить опасную зависимость от иностранного ПО.

Максим Березин, директор по развитию бизнеса Orion soft, утверждает, что введение сбора — недостаточная мера в ответ на действия иностранных вендоров, которые уже лишили российских клиентов обновлений и технической поддержки: «Например, VMware в апреле 2025 года завершит во всем мире поддержку виртуализации vSphere 7.0, а переход на 8.0 для российских компаний уже недоступен. Тем временем версией 7.0 все еще пользуется около 80% крупного бизнеса в России». Эксперт поддерживает действия правительства, направленные на ускорение импортозамещения программного обеспечения, но подчеркивает, что инициатива о плате за зарубежное ПО должна быть видоизменена для повышения эффективности работы отечественных специалистов.

Андрей Яцков, советник генерального директора по юридическим вопросам ГК «Цифра», выступает за разработку дополнительных стимулирующих мер для миграции компаний на российские продукты: «Необходимо, чтобы у бизнеса была правильная мотивация: кто медлит, будет платить». Однако важно также учитывать, что успешная миграция требует не только финансовых стимулов, но и комплексной поддержки со стороны государства и отрасли.

Участники АРПП убеждены, что использование отечественных решений — залог информационной безопасности страны. Введение сбора с российских компаний за использование иностранного ПО может стать для отечественного бизнеса индульгенцией за отсрочку перехода на российские продукты.