В интервью «Парламентской газете» президент ГК InfoWatch и председатель правления АРПП «Отечественный софт» Наталья Касперская обратилась к важной теме, которая часто остается «в тени» — о влиянии гаджетов на людей, их мышление и развитие.
К чему приводит доступность технологий
Информационные технологии и электронные гаджеты все глубже проникают в повседневную жизнь. ИТ-устройства и решения развиваются для того, чтобы облегчить жизнь человека. Компетенции среднего пользователя, пользующегося этими устройствами и технологиями, неуклонно падают.
Для упрощения работы устройства приобретают более «человеческий» интерфейс — например, голосовые помощники. И пользователи часто очеловечивают умные устройства, общаются с ними, как с живым существом, не понимая, что это просто робот, который не умеет думать.
Уровень доверия людей к устройствам только растет — в том числе и к искусственному интеллекту. Люди почему-то считают, что робот примет за них лучшее решение. Пилоты теряют навыки ручного управления самолетами, полагаясь на встроенную электронику. Медики — на диагностические аппараты. Люди не могут найти маршрут без навигатора и считать в уме без калькулятора. Даже навыки письма теряются, поскольку технология автоматической коррекции подсказывает слова и расставляет запятые.
Сейчас можно начать программировать на языках высокого уровня даже со средним образованием, не говоря уже о программировании no code.
Риск оказаться в антиутопии
Сложность устройств повышается. Гаджеты становятся более доступными и простыми, а как именно они работают, большинство людей не понимает.
Может оказаться, что в недалеком будущем мало кто будет понимать, как работают цифровые технологии, кроме узкой прослойки людей. В отдаленной перспективе мы можем увидеть мир, описанный фантастами —умные устройства постепенно перестанут работать, а чинить их будет некому.
Такой сценарий вторичной дикости общества вовсе не выглядит совершенно фантастичным. Сейчас темпы цифровизации постоянно наращивают, но никто не задает вопроса: а что если?
Как предотвратить угрозу
С одной стороны, нужно разумно контролировать развитие информационных технологий. С другой — сохранять старые навыки.
Обучать студентов фундаментальным дисциплинам — матанализу, линейной алгебре, алгоритмике, а не сваливаться в быстрые курсы обучения модным предметам. Инженеров надо учить от азов электроники, а не пользовательской сборке.
Очень важно сохранить базовые знания об устройстве технологий, а не увлекаться построением всего на open source без понимания того, как это устроено.
Особое внимание — к детям
Многие родители грешат тем, что дают смартфон годовалому малышу вместо соски. Когда пытаются забрать, ребенок устраивает истерику.
Некоторые технологии намеренно созданы так, чтобы привязывать к себе внимание человека, и особенно легко это работает с ребенком.
Согласно исследованиям психологов, если ребенку давать смартфон с очень раннего возраста, у него просто не формируется та область мозга, которая отвечает за воображение. Малышу все показывают в картинках. В будущем, читая книгу, ребенок не сможет себе представить описываемые события.
Гаджеты разрушают и физическое здоровье детей. Например, влияют на зрение. Если раньше нормальным зрением считали стопроцентное, то теперь, по статистике, почти 85% одиннадцатиклассников близоруки. Сидячий образ жизни приводит к искривлению позвоночника и гиподинамии, а постоянное общение посредством гаджетов — к росту случаев асоциального поведения.
Ребенка в смартфоне от нежелательных ресурсов отделяет один клик — раз, и ты оказался на порносайте или в деструктивной группе. С этим общество пока не очень хорошо научилось бороться.
Человечество не анализировало все это множество негативных последствий, прежде чем тотально погрузиться в смартфоны и взять курс на глобальную цифровизацию.
Поэтому чем позже вы дали ребенку гаджет, тем лучше. Если он до восьми лет его не увидит, ничего не потеряет, только приобретет — научится общаться и так далее. Со школьниками нужно договариваться об ограничениях использования смартфона. Не запрещать, а объяснять, в чем вред смартфонов и какие угрозы они могут нести. И занимать детей оффлайн-активностями.
Количество показов: 60
Дата создания: 30.01.2025 16:48:06
Автор: Наталья Касперская
Время на чтение: 12 минут