Что происходит на рынке YMS-систем после ухода иностранных компаний из России и что стоит учесть при выборе подрядчика?
Системы управления логистикой класса YMS – Yard Management System – позволяют контролировать процессы внутренней логистики предприятия различной отрасли.
На российском рынке yms-решения представлены не так широко: имеются простые программы на базе 1C, а многоуровневые автономные системы — это скорее, исключение, чем правило. Популярны среди разработчиков программного обеспечения комплексные SCM — системы, которые предполагают управление логистикой сразу «во всех плоскостях»: TMS, YMS, WMS.
Такие решения в российские компании внедряли международные разработчики: SAP, Generix, Quantum International и др. Однако, выбор решений может сократиться в ближайшем будущем. Еще 19 апреля компания SAP, имеющая YMS-решенией в портфеле продуктов, заявила об уходе из России. Её примеру могут последовать другие иностранные игроки.
Обзор рынка YMS
Состояние рынка можно оценить по динамике доходов крупных игроков, которые имеют в портфеле YMS-системы, а также реализуют комплексные SCM-проекты. К таким компаниям относим: Neuroniq, Consid, Generix, SAP, R-ID, Quanum, Solvo, EME, ЦКТ. С 2019 по 2021 год большинство компаний сумело сохранить или увеличить доход. Средний темп роста рынка ИТ-решений для логистики в России составил 15,6%.
Лидеры по темпам роста:
1) R-ID (в 8,04 раза)
2) Quantum (в 4,7 раза)
3) Generix (в 1,43 раза)
По прогнозу экспертов, к 2027 году оценочная стоимость мирового рынка YMS составит 1959,2 миллиона долларов. На Россию и восточную Европу приходится порядка 30% от этой суммы, а значит SAM (Доступный целевой рынок) составит 587,76 миллиона долларов или 36, 129 607 200 млрд. рублей.
«Драйверы развития рынка ИТ-решений для логистики — это глобальная перестройка цепочек поставок, а также стремление к снижению временных затрат на транспортировку в целом и каждого частного процесса логистики. Сегодня цена ошибки человеческого фактора крайне высока — цифровые решения позволяют исключить данные риски или свести их к минимуму,» — отмечает Петр Кейдунов, директор по развитию ООО «ЦКТ».
Российский рынок решений для управления логистикой двора в 2021 году был разделен с «большим перевесом» в сторону зарубежных разработчиков. Только Французский Generix занимал 33%, в то время как суммарная доля семи российских разработчиков (Neuroniq, Consid, Solvo, EME, R-ID, ЦКТ, Эксид Консалтинг) составляла 40,5%.
Если на момент 2021 года лидеры рынка — это международные игроки или компании, которые имеют международные активы, то с большой вероятностью, прогнозируем, что в 2022 году рынок поделят Российские разработчики.