Круглый стол АРПП: «Безболезненный переход на отечественные решения: миф или реальность»

19.05.2023

18 мая в Нижнем Новгороде на площадке Университета Лобачевского стартовала Всероссийская конференция «Преподавание информационных технологий в РФ». В ходе конференции состоялся круглый стол АРПП «Отечественный софт» — «Безболезненный переход на отечественные решения: миф или реальность».

23_0518_АЗ_XXI_конф_Преподавание ИТ в России-1440_008_.jpg

Участники встречи обсудили ключевые вопросы, волнующие сегодня образовательное сообщество: на какие компетенции делать упор при подготовке кадров; какие технологии использовать и где брать программные решения для подготовки кадров; как педагогу повысить свои знания в предметной области; с чего начать переход на российские решения и какие сложности могут быть на пути. Представители ИТ-индустрии и АРПП «Отечественный софт» поделились своим видением ситуации, а эксперты из образовательной среды рассказали о своем опыте перехода и поделились успешными практиками работы.

23_0518_АЗ_XXI_конф_Преподавание ИТ в России-1440_037_.jpg

Модератором круглого стола выступила Анастасия Горелова, глава комитета по информатизации образования АРПП «Отечественный софт», руководитель программ обучения Хаб Знаний МойОфис.

23_0518_АЗ_XXI_конф_Преподавание ИТ в России-1440_048_.jpg

Экспертами стали:

  • Алексей Анопченко, проректор по цифровой трансформации РАНХиГС
  • Денис Янышев, директор Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Александр Речинский, Проректор по экономике СПбПУ
  • Николай Золотых, директор института информационных технологий, математики и механики ННГУ Лобачевского
  • Роман Борисов, заместитель коммерческого директора по работе с ключевыми заказчиками ГК «Астра»
  • Ольга Чернядьева, руководитель образовательной программы АСКОН
  • Рената Блажко, заместитель заведующего кафедрой Теоретической и прикладной информатики МФТИ, менеджер по работе с научными и образовательными организациями «Киберпротект»
  • Иван Панченко, заместитель директора Postgres Professional, глава комитета по интеграции АРПП «Отечественный софт».

23_0518_АЗ_XXI_конф_Преподавание ИТ в России-1440_009_.jpg

«На круглом столе мы обсудили, что необходимо начать работу по встраиванию российских решений в образовательный процесс, так как вузы пока в состоянии ожидания официального распоряжения о переходе на отечественное ПО и не готовы самостоятельно двигаться в эту сторону», — прокомментировала Анастасия Горелова, глава комитета по информатизации образования АРПП «Отечественный софт» — «Важно проводить как можно больше пилотных проектов, направленных на внедрение новых технологий в образовании. При этом значимым элементом встраивания российского ПО является академическая программа с методологической поддержкой. Будущие ИТ-специалисты должны владеть знаниями о процессах по импортозамещению, уметь работать с отечественным софтом и во время обучения иметь возможность взаимодействия с ИТ-компаниями».

23_0518_АЗ_XXI_конф_Преподавание ИТ в России-1440_042_.jpg

По результатам встречи участниками круглого стола АРПП были сформулированы следующие предложения:

  • Российским разработчикам ПО рекомендовать расширить свои образовательные инициативы (академические программы) с обязательным встраиванием методологии использования решений, а также совместно с вузами сформировать типовые рабочие программы с предоставлением учебных материалов для встраивания российских технологий. Уделить внимание содержательной части совместных программ;
  • Запустить в вузах программы дополнительного образования, в том числе, в электронном варианте, для знакомства с отечественными продуктами;
  • Рекомендовать вузам начать процедуры тестирования и встраивания новых для них российских решений;
  • Дополнительно информировать образовательное сообщество о наличии Каталога образовательных инициатив и программ по российским решениям АРПП «Отечественный софт»;
  • Министерству образования и науки РФ рекомендовать провести ревизию имеющихся программ обучения на предмет исключения из них устаревших или неактуальных программных решений, а также при формировании перечня программным продуктов для образовательных организаций учитывать наличие образовательной инициативы или методологии применения программного продукта.