ИТ-отрасль предложила создать реестр иностранных «деструктивных НКО»

05.10.2023

Российские ИТ-ассоциации и Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России представили поправки к изменениям, принятым летом 2023 года в закон «О некоммерческих организациях», КоАП и УК РФ. Инициативы направлены на минимизацию правовых рисков, возникающих в связи с участием российских компаний и граждан в любых видах деятельности иностранных НКО без структурных подразделений на территории РФ.

Предложения в формате коллективного заключения направлены на рассмотрение в Государственную думу РФ и Министерство цифрового развития связи и массовых коммуникаций России. Документ подписали представители профильных ассоциаций — АРПП «Отечественный софт», АПКИТ, РУССОФТ, АНО «Открытый код». В разработке поправок также участвовали представители МГУ имени М. В. Ломоносова и НИУ ВШЭ, эксперты ИТ-компаний, задействованных в реализации международных проектов в сфере открытого и свободного программного обеспечения, в том числе VK, Яндекс, Базальт СПО, ГК «Астра», Angie и другие.

В конце июля Госдума РФ приняла поправки в закон ФЗ «О некоммерческих организациях», а в начале августа в КоАП РФ и УК РФ. Изменения вызвали широкий общественный резонанс в ИТ-отрасли, поскольку редакция закона позволяет россиянам участвовать в деятельности иностранной НКО только со дня регистрации ее структурного подразделения в России или включения данных в соответствующий реестр сведений о филиале или представительстве иностранной НКО. Если российские граждане и компании участвуют в деятельности НКО, не имеющей структурных подразделений в России, то они могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. При этом в законе понятие «участия в деятельности» дополнительно не поясняется, что создает возможность очень широкого трактования термина.

Российские компании и граждане уже сейчас сотрудничают с иностранными некоммерческими организациями, не представленными на территории РФ. Они платят взносы международным организациям по развитию ИТ-отрасли, инфраструктуры интернета, open source решений и международных стандартов по радиоэлектронике и электротехнике. Кроме того, российские разработчики также могут получать финансовую поддержку от Linux Foundation, вносить взносы в RIPE NCC, или осуществлять контрибуцию собственных разработок в проекты, поддерживаемые иностранными фондами, не имеющими подразделений на территории РФ — The PostgreSQL Foundation, The Document Foundation и так далее. Все это приводит к правовым рискам для россиян, которые работают с иностранными НКО, не имеющими представительства в России. Такие ограничения могут негативно повлиять на развитие ИТ-отрасли, науки и техники в стране.

Председатель комиссии Александр Журавлев отметил, что сотрудничество с некоторыми иностранными НКО без структурных подразделений в РФ является в ряде случаев необходимым для страны, так как помогает развивать наши собственные ИТ продукты, повышать имидж российской ИТ-индустрии и организаций науки и культуры на международной арене. По его словам, риск привлечения к административной и уголовной ответственности в перспективе приведет не к открытию структурных подразделений иностранных НКО в России, а к прекращению участия в них, что для отечественной ИТ-отрасли, науки и культуры может иметь крайне негативные последствия и создать угрозу развития российских ИТ-продуктов и их продвижению за рубежом.

Как подчеркнул Ренат Лашин, исполнительный директор АРПП «Отечественный софт», экспертное сообщество провело большую работу по выявлению возможных прецедентов и ситуаций, на которые могут распространиться вступившие в силу изменения в законе об НКО. «Особую обеспокоенность у нашей Ассоциации вызывают угрозы, связанные с осложнением разработки программного обеспечения, так как почти все отечественные операционные системы, такие как Альт Линукс, Astra Linux, Ред ОС, Rosa Linux, Атлант, Основа, Лотос созданы с использованием ядра Linux. В условиях ускоренного перехода прикладного ПО на работу с этими операционными системами появляются риски обеспечения технологической независимости страны», — отметил Ренат Лашин. — Более того, в ходе обсуждения поправок мы с коллегами пришли к мнению, что в текущих геополитических обстоятельствах будет правильным сформировать закрытый, «черный» список тех зарубежных НКО, которые не имеют структурных подразделений в России и ведут деструктивную деятельность, направленную против интересов России и ее граждан. Эта инициатива была поддержана участниками отрасли и направлена в формате коллективного заключения в адрес Минцифры», — добавил глава АРПП.

В целях устранения негативных последствий эксперты предложили создать реестр иностранных НКО, не имеющих структурных подразделений в России, которые ведут деструктивную деятельность, направленную против интересов России и ее граждан. При этом, участие в деятельности иностранных НКО, сведений о котором нет в этом реестре, будет не наказуемо как с точки административного, так и с точки уголовного законодательства. Порядок ведения такого реестра и уполномоченный орган, ответственный за его ведение, предлагается утвердить Правительству РФ.
Авторы инициативы также предлагают разработать четкие критерии, на основе которых можно было бы определить, является ли деятельность иностранных НКО без подразделений в РФ деструктивной и наносящей ущерб интересам нашего государства и гражданам. Среди таких критериев могут быть участие в действиях, направленных на нарушение безопасности, обороноспособности, суверенитета и территориальной целостности РФ, а также противостояние основам конституционного строя страны и создание политической или экономической дестабилизации.

Предлагается доверить федеральным органам исполнительной власти (например, Министерству образования или Минцифре) право принимать решения о включении иностранных НКО без подразделений в реестр деструктивных. Такой подход позволит объективно оценить деятельность этих организаций и включить в реестр только те, чьи действия действительно угрожают конституционным интересам России и наносят вред ее гражданам.



Ссылка:  Сопроводительное письмо, заключение АЮР
Ссылка на PDF:  Загрузить