Индустрия 4.0: перед лицом новых вызовов

22.03.2023

В минувшем году IT-рынок претерпел ряд серьезных изменений. Уход иностранных игроков открыл перед отечественными разработчиками больше возможностей. Удастся ли стране справиться со всеми вызовами, сохранив высокий уровень сервисов, какие решения помогают компаниям более успешно адаптироваться к новым реалиям? Ответить на эти и другие вопросы специалисты отрасли попытались в ходе конференции ИД «Коммерсантъ».

«Вопросы цифровизации предприятий по-прежнему сохраняют свою актуальность, особенно сегодня, когда речь идет об организации рабочих процессов. Поговорим о подводных камнях импортозамещения, этапах адаптации предприятий, которые уже вступили на этот непростой путь», — задал тон дискуссии модератор, ведущий программ на радиостанции «Коммерсантъ FM» Марат Кашин.

Генеральный директор АНО «Цифровые технологии производительности» Станислав Шаронов выступил первым, рассказав, какие возможности предприятиям предоставляет платформа цифровых решений эффективность.рф.

«И предприятия, и разработчики ПО нуждаются в одном и том же: росте дохода и снижении издержек, доступности и легкости внедрения решений, доверии и скорости реализации. Именно эти задачи решает платформа эффективность.рф. Мы не занимаемся цифровизацией ради цифровизации, наша задача — повысить производительность труда за счет внедрения цифровых решений. На сегодняшний день участниками платформы являются уже 1035 предприятий», — отметил эксперт.

Отвечая на вопрос о вызовах, с которыми столкнулся российский рынок в процессе поиска новых поставщиков высокотехнологичной продукции, заместитель руководителя Центра отраслевых цифровых технологий госкорпорации «Росатом» Александр Рассомагин ответил, что, по его мнению, изменения в логистике и геополитической ситуации повлияли на производителей IT-оборудования ввиду их сильной зависимости от иностранных компонент. «Получить те или иные комплектующие, чтобы сделать единицу оборудования, — в большей степени зона ответственности производителя, но сложности производственного характера влияют на сроки поставки и обеспечение непрерывности бизнес-процессов любого потребителя. В настоящий момент мы совместно решаем возникающие проблемы», — сказал спикер.

Следующим выступил заместитель гендиректора по инновационному развитию и цифровой трансформации группы компаний 1520 Константин Хромушкин: «Если говорить про цифровизацию железных дорог, то этот процесс мы начали давно с адаптации зарубежных решений, а сейчас создаем и производим собственные цифровые продукты. Так, например, для станций МЦК адаптировали и внедряли зарубежные разработки, а уже на Кольцевой линии столичного метро используется российская система». По словам спикера, компания практически не зависит от зарубежных поставок, однако около 2% микроэлектронных компонентов приходится искать за границей. Также Константин Хромушкин отметил увеличение сроков поставки микрокомпонентов. По его словам, ранее стандартный срок составлял 8–16 недель, а сейчас — 270 дней.

Опытом цифровизации задач управления производством поделился руководитель центра стратегии и развития ИТ Группы «Т Плюс» Игорь Якимов. «К сожалению, в нашей компании большая часть IT-оборудования является иностранным. К счастью, у нас достаточно серьезное резервирование, налаженные связи с российскими производителями. Проведенный анализ показал, что для полной замены IT-инфраструктуры в компании требуются инвестиции в размере более 7 млрд руб.», — отметил спикер. Также господин Якимов рассказал о концепции цифровой трансформации, разработанной в компании в 2020 году. В рамках нее было определено пять направлений, по которым движется компания: цифровая станция, цифровая сеть, цифровой корпоративный центр, охрана труда и промышленная безопасность, цифровой сбыт.

По словам коммерческого директора компании—разработчика средств информационной безопасности «СёрчИнформ» Евгения Матюшенка, одной из главных проблем импортозамещения ПО в стране является то, что госкомпании вынуждены переходить на отечественные решения, а частные более свободны в выборе и пока могут продолжать работать на западном софте. «Частные компании продолжают пользоваться зарубежными решениями, насколько это возможно. Например, покупают „трофейное“ (принудительно легализованное) ПО. Компании отдают отчет, что с таким ПО могут быть сложности, но на российском рынке нет полноценных аналогов, и компании выбирают „меньшее из зол“», — говорит эксперт. По мнению господина Матюшенка, требуется более четкое регулирование рынка.

«Наша компания предпочла не революционный, а эволюционный метод. Мы проработали ключевые болевые точки и потребности реальных заказчиков из крупного бизнеса, в соответствии с которыми разработали стратегию развития платформы, и предлагаем им не просто замену иностранного решения, а продукт, который позволяет компании выстроить любые виды бизнес-коммуникаций. То есть мы говорим не только про услуги ВКС, но стремимся предоставлять полноценную экосистему сервисов UC (унифицированных коммуникаций), включающую как онлайн-встречи и совещания, так и масштабные корпоративные собрания, а также средства командной работы и организации корпоративного обучения. При этом обеспечиваем высокий уровень инфобезопасности (шифрование, защита от DDoS-атак), соответствие законодательству (собственная серверная инфраструктура в РФ, ПО входит реестр отечественных производителей), круглосуточную техподдержку на русском языке, высокую доступность сервисов. За 2022 год Webinar стал самым быстрорастущим сервисом на российском рынке, число наших клиентов утроилось, а в мероприятиях на платформе приняли участие около 3 млн человек. Для получения обратной связи от наших заказчиков и постоянного совершенствования платформы мы создали департамент Customer Management Success, который является стратегическим бизнес-партнером заказчиков и анализирует опыт использования наших сервисов различными функциями бизнеса», — поделился с участниками мероприятия руководитель направления по работе с органами государственной власти и местного самоуправления компании Webinar Group Александр Чернышев.

В максимально лаконичной форме основную проблематику удалось сформулировать директору по стратегическому развитию компании «Микрон» Карине Абагян. По словам эксперта, подходить к импортозамещению нужно комплексно, начиная с микроэлектроники и заканчивая софтом.

Кирилл Синицын АРПП.jpg

Член правления АРПП «Отечественный софт», директор Московского макрорегионального центра «СКБ Контур» Кирилл Синицын в своем выступлении рассказал о каталогах«Импортозамещение» и «Совместимости российского ПО», Каталоге образовательных инициатив и программ, созданных АРПП, а также сделал акцент на решении проблемы нехватки IT-кадров на Урале. По словам спикера, в регионах необходимо создавать образовательные IT-кластеры. Кирилл Синицын уточнил, что самых востребованных сотрудников — специалистов по разработке высококонкурентных решений — невозможно вырастить за несколько месяцев на онлайн-курсах, в их образование нужно вкладываться несколько лет. При этом знаний, получаемых студентами в вузах, часто недостаточно для практической работы.

Цифровая трансформация, несмотря на определенные сложности и проблемы, с которыми сталкиваются компании в процессе перехода, оправдывает себя, но пока мы в начале пути. Насколько он окажется успешным, во многом зависит от совместной и слаженной работы всех участников рынка.

Презентации спикеров