На форуме «Открытые данные» обсудили механизмы взаимодействия образования и ИТ-отрасли

05.11.2025

30-31 октября в Казани при поддержке АРПП прошел VII Международный форум «Открытые данные». Организаторами выступили Университетский консорциум исследователей больших данных (Консорциум Big Data) и Томский государственный университет (ТГУ) совместно с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом (КНИТУ).

Мероприятие объединило около 500 участников из 100 университетов России, Казахстана, Узбекистана, Армении и Кыргызстана, а также экспертов российских ИТ-компаний и представителей госвласти.

Знаковым событием в рамках форума стало открытое совещание проректоров и компаний-разработчиков ПО. Встреча была посвящена развитию кадрового потенциала для цифровой экономики. В дискуссии также приняли участие представители Министерства цифрового развития РФ.

Каталог образовательных инициатив

Готовым инструментом для эффективного взаимодействия вузов и ИТ-компаний участники совещания назвали Каталог образовательных инициатив и программ российских ИТ-компаний для вузов, созданный Ассоциацией «Отечественный софт» совместно с ТГУ и Университетским консорциумом исследователей больших данных.

Исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин рассказал, что в Каталоге уже представлено несколько сотен программ и решений. Проект обновляется и пополняется новыми инициативами российских разработчиков.

«Ключевым направлением сегодня становится подготовка ИТ-кадров: именно партнерство вузов и разработчиков позволит формировать образовательные программы и проекты, отвечающие текущим и будущим потребностям отрасли. Мы подошли к этой истории, как мне кажется, правильно: задались вопросом, какие сведения интересуют узкое сообщество, опросили директоров (у нас более 300 компаний в ассоциации), и издали такой каталог. Обновляем, дополняем, регулярно выпускаем, он есть на сайте нашей ассоциации в разделе «Образование». Это некий справочник российских программных продуктов. Мы будем рады обратной связи: конструктивным предложениям, что в каталог добавить, как его дополнительно структурировать», — отметил Лашин.

«Топ-ИИ» и «Топ-ИТ»

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Сергей Кучушев прокомментировал запуск в 2025 году двух программ — «Топ-ИИ» и «Топ-ИТ», направленных на подготовку ведущих специалистов в сфере искусственного интеллекта и информационных технологий.

По его словам, грантовая поддержка предоставлена 22 вузам по направлению «Топ-ИИ» и 26 — по «Топ-ИТ». Университеты, участвующие в отборе, должны были привлечь софинансирование от ИТ-компаний в объёме не менее 30%. Такая модель, отметил Кучушев, стимулирует бизнес вкладываться в образование и совместно с университетами формировать содержание программ.

«Почему мы пригласили ИТ-сообщество участвовать в обязательном порядке? Первое: мы хотели бы, чтобы вузы готовили образовательные программы совместно с ИТ-компаниями. Второе: это привлечение практиков из компаний — чтобы образовательная программа не отставала, а в ряде случаев опережала то, что сейчас используется в этой компании. Третье: для нас крайне важно, чтобы студенты на третьем-четвертом курсе могли продолжать обучение в вузах, а уважаемые коллеги из бизнеса их не «хантили», а создавали возможности отучиться полностью и далее перейти бесшовно в бизнес», — сказал замминистра.

Диалог вузов и ИТ-компаний

Директор департамента образования «Группы Астра» Александра Алешкова рассказала участникам совещания о работе группы по апробации инициативы Минцифры, связанной с новыми условиями получения ИТ-аккредитации. 

С 2025 года в России вступили в силу обновленные условия получения ИТ-аккредитации: добавилось дополнительное условие — обязательное взаимодействие с вузами и выделение 5% льгот от налоговых бенефитов на работу с образованием.

«Мы участвуем в группе по апробации инициативы Минцифры. Инициатива направлена на восполнение дефицита высококвалифицированных специалистов в отрасли, особенно уровня «мидл» и «сеньор», чьи компетенции помогут решить глобальный запрос страны на построение независимой ИТ-инфраструктуры. В ходе апробации мы выявили многие сильные и слабые стороны взаимодействия бизнеса, образования и государства, чтобы на основе этого живого опыта создать по-настоящему эффективную модель сотрудничества всех участников процесса».

Спикер отметила, что для подготовки ИТ-специалистов высокого уровня вузам и бизнесу важно выйти за рамки текущих мер и добавить такие направления, как обучение преподавателей, предоставление студентам и педагогам доступа к материалам на платформах вендоров, вовлечение их в проектные работы в рамках НИОКР и помощь в открытии ИТ-лабораторий.

Проректор по цифровизации Пензенского государственного университета Александр Антонов обозначил и обратные сложности: преподаватели, уходя на стажировки в ИТ, не всегда возвращаются в университет из-за разницы в зарплатах. При этом участие экспертов ИТ-компаний в качестве преподавателей тоже не всегда возможно — им часто не хватает времени на разработку образовательных программ, а также участие в ВКР или экзаменах. 

Оффер на третьем-четвертом курсе: хорошо или плохо

Участники совещания отдельно обсудили трудоустройство студентов старших курсов в ИТ-компании. Многие представители вузов отметили, что это несет в себе определенные риски: предоставляя офферы студентам уже на третьем-четвертом курсе, компании фактически получают специалистов, которые ещё не успели сформировать необходимую фундаментальную базу. В результате в будущем это может привести к снижению общего потенциала профессионального и технологического развития отрасли. 

Директор по цифровизации и инновациям Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ) Михаил Нагайцев рассказал, что в вузе более взвешенно подходят к подобным инициативам и учитывают долгосрочные последствия для системы подготовки кадров. «У нас получается такая картина: когда успешные студенты на третьем-четвертом получают оффер, они уходят в дистант на 90% времени. Но когда мы работаем с компанией, и она через вуз дает оффер, с нашего согласия, мы прописываем вместе индивидуальный трек, и практически 90% студентов остаются и успешно заканчивают обучение в университете», — поделился проректор.

Совещание стало площадкой для обсуждения имеющихся проблем и предложения решений. Участники сошлись во мнении, что ключ к развитию цифровой экономики лежит в создании экосистемы доверия и взаимодействия, где каждый понимает свою роль в подготовке кадров будущего.