Российское ПО: системы управления процессами организации. Часть 2

25.02.2018 Поскольку степень проникновения ERP-систем в государственных, коммерческих и общественных организациях России все еще невысока, а заинтересованность в них продолжает расти, растет и конкуренция в этой сфере.

Рассмотрим еще нескольких отечественных разработчиков ERP-систем:
  • «Монолит-Инфо»
  • «Малахит»
  • «Hawk House Integration»
  • «Информконтакт»

МОНОЛИТ-ИНФО

Компания была основана в Санкт-Петербурге в 1991 году и с того же года отсчитывает начало своей деятельности по компьютеризации управления и бухгалтерии. Ее первый продукт был написан для DOS, а с 1996 года началась разработка программного комплекса на базе Microsoft, с поддержкой SQL Server, Win32 и OLE. На протяжении 90-х годов «Монолит-Инфо» обзавелась рядом корпоративных клиентов, наиболее заметный из них - завод «Балтика», вместе с его совладельцем - холдингом BBH. В ходе дальнейшего усовершенствования своих ERP и CRM-решений, компания приобрела статус «Microsoft Gold Certified Partner», а в числе ее клиентов и партнеров вошли еще несколько крупных компаний и холдингов России и СНГ: преимущественно из пищевого и табачного сегментов. С 2015 года компания входит в ассоциацию «Отечественный софт», а ее ведущие продукты в 2016 году были включены в Единый реестр российских программ.

ERP Soft 2 - 1.png

Наиболее популярным из этих продуктов является «Монолит ERP». В связи со спецификой компании, он ориентирован прежде всего на предприятия пищевой, химической и фармацевтической сфер. «Монолит ERP» построен на базе одного из старейших решений компании - «Монолит SQL», включает в себя как десктопный клиент, так и веб-интерфейс, поддерживает MS SQL 2014, Windows Server, Active Directory, OLE и ODBC, а также может интегрироваться с другими ERP-системами, благодаря поддержке протокола SOAP. В состав системы входят серверы приложений, рабочие станции (клиенты) и контроллеры домена. Функционально «Монолит ERP» делится на следующие компоненты:
  • Управление финансами и контроллинг: автоматизирует планирование и учет, анализ финансовых показателей и составление отчетности;
  • Управление цепочкой поставок: автоматизирует управление запасами, построение и анализ логистических систем и контроль закупок; стоит отметить наличие специализированного функционала для учета алкогольной продукции;
  • Управление взаимоотношениями с клиентами: включает функции как по работе с потенциальными клиентами, так и по обслуживанию покупателей, в т. ч. по мониторингу торгового оборудования; данный компонент доступен и как независимое решение - «Монолит CRM»;
  • Управление продажами: автоматизация расчетов и контроля над операциями, анализа данных, моделирования торговых операций и их документирования;
  • Управление персоналом: автоматизация кадрового учета, учета рабочего времени, анализ эффективности, планирование мотивационных мероприятий, расчет выплат, налогов и прочих отчислений, а также оформление документации; этот модуль также доступен как отдельный продукт - «Монолит: Персонал»;
  • Планирование и диспетчеризация: автоматизация прогнозирования и планирования основных видов деятельности предприятия, включая продажи, логистику, контроль запасов и т. п.

МАЛАХИТ

Выделившись из состава подразделения по автоматизации при Министерстве черной металлургии в 1991 году, компания сразу же начала разработку своего пилотного продукта «Малахит», ориентированного на создание информационных систем для предприятий металлургической отрасли. В дальнейшем линейка ее продуктов существенно расширилась, а ее клиентами стали несколько крупных российских промышленных предприятий, включая Челябинский трубопрокатный завод, Уралтрубосталь и другие.

ERP Soft 2 - 2.png

Рассмотрим решения для автоматизации управления процессами организации от «Малахита»: «Malahit: BI» и «Malahit: MES».

«Malahit: BI» функционирует как централизованная система сбора и анализа ключевых показателей эффективности организации. Данные собираются автоматически из учетных систем, к которым имеется доступ, или вводятся пользователями. Результаты анализа доступны пользователям через веб-интерфейс, в котором доступен широкий набор панелей визуализации данных.

Функции «Malahit: BI» включают:
  • Мониторинг операционной деятельности предприятия;
  • Расчет ключевых показателей эффективности;
  • Создание отчетности, в том числе построение графиков, интерактивных моделей и т. п. форм визуализации аналитических данных;
  • Оповещение пользователей об отклонениях реальных показателей эффективности от целевых значений через электронную почту или SMS.
«Malahit: MES» - система автоматизации управления производственными процессами, ориентированная на современные стандарты (такие как Kanban, Lean Manufacturing, Six Sigma) и обладающая возможностями интеграции с ERP-системами других вендоров. Она также оснащена web-интерфейсом для управления процессами и просмотра данных. В ее состав входят следующие компоненты:
  • Модуль оперативного планирования: мониторинг производственных процессов, анализ графиков и формирование оптимального расписания производства на основе этих данных;
  • Модуль диспетчеризации: управление потоком работ на предприятии на основании расписания, составленного модулем оперативного планирования;
  • Модуль управления ресурсами: учет запасов, построение оптимальной модели их использования в производстве на основании составленного расписания;
  • Модуль управления качеством: мониторинг заданных показателей качества изделий на протяжении всего их жизненного цикла и возможность проактивного управления качеством благодаря статистическому анализу показателей и оповещению об отклонениях от стандартов;
  • Модуль аналитики: постоянный автоматический сбор данных о производственных процессах (в т. ч. о простоях), вычисление ключевых показателей на основе собранных данных и визуализация результатов в графическом формате.

HAWK HOUSE INTEGRATION

Компания была основана в 2014 году. Ее основная деятельность - создание решений для автоматизации управления бизнес-процессами. Наряду с разработкой собственных продуктов, компания также занимается проектированием и интеграцией систем для клиентов, а также поддержкой пользователей внедренных продуктов. Партнерами компании являются ряд других отечественных разработчиков ПО.

ERP Soft 2 - 3.png

Ведущий продукт - платформа «Amber», предназначенная для автоматизации управления продажами и другими бизнес-процессами, а также выработки оптимальных решений для повышения эффективности процессов. В «Amber» заложена возможность интеграции с популярными почтовыми сервисами (Microsoft Exchange, Google Mail, Yandex), маркетинговой системой Mail Chimp, 1C, 2ГИС и рядом других сервисов. Есть также возможность встраивания системы SIP-телефонии.

Функции «Amber» включают:
  • Планирование: постановка задач на основе собранных данных о бизнес-процессах предприятия, отслеживание поставленных задач, контроль их выполнения с возможностью уведомления пользователей;
  • Управление бизнес-процессами: использование готовых шаблонов для автоматизации различных типов процессов, автоматизация процессов с использованием Microsoft WorkFlow, оформление документации, в т. ч. в Word и Excel;
  • Управление продажами и маркетинг: оценка эффективности продаж, создание предложений по их оптимизации и по привлечению клиентов, ведение клиентской базы, автоматизация рассылок и анализ эффективности маркетинга;
  • Аналитика: анализ собранных данных о деятельности компании, вычисление ключевых параметров (в т. ч. показателей эффективности), оформление отчетности с помощью разнообразных шаблонов;
  • Управление правами и пользовательскими данными: импорт пользовательских данных из различных источников, включая 1C, разграничение прав доступа к проектам, рабочим местам и документам, персональные настройки шаблонов и справочников.

ИНФОРМКОНТАКТ

Компания действует на российском рынке ПО с 1993 года, а разработка ее основного продукта - «Системы Alfa» - ведется с 1996 года. На сегодняшний день «Информконтактом» реализовано свыше 60 проектов, как по разработке, так и по внедрению и поддержке решений по автоматизации управления. Клиентами компании являются множество отечественных предприятий (преимущественно в сфере машиностроения, химии, электротехники и ВПК), а также несколько научно-исследовательских и проектных учреждений: Обуховский завод, Сибирский химический комбинат, ЦКБА, РФЯЦ-ВНИИЭФ и другие.

ERP Soft 2 - 4.png

«Система Alfa» представляет собой платформу для построения систем управления бизнес-процессами. Открытая архитектура и поддержка СУБД Oracle и PostgreSQL позволяют создавать на ее основе специализированные решения под конкретные нужды предприятий. Мониторинг процессов и визуализация результатов анализа доступны через веб-интерфейс, при этом все операции с данными осуществляются на серверной стороне.

В состав «Alfa» входят следующие компоненты:
  • Управление производством: мониторинг жизненного цикла изделий, отслеживание выполнения заданных планов (как на уровне завода, так и на отдельных рабочих местах), анализ эффективности процессов;
  • Управление персоналом: оценка эффективности работы сотрудников, планирование загрузки, разработка предложений по мотивации, автоматизация обучения;
  • Управление оборудованием: мониторинг состояния оборудования, оценка эффективности его загрузки, контроль затрат на приобретение и амортизацию;
  • Управление логистикой: планирование и диспетчеризация перевозок, мониторинг движения транспорта, учет и планирование поставок ГСМ;
  • Управление финансами и контроллинг: учет и анализ движения средств, капитальных вложений и активов разных форм, бухгалтерский учет, прогноз и моделирование, поиск оптимальных решений.