Федеральная антимонопольная служба России направила в АРПП «Отечественный софт» официальные разъяснения о маркировке рекламы для ИТ-компаний. Ранее Ассоциация обратилась в ФАС с вопросами по уточнению законодательства в области маркировки рекламы для ИТ-компаний и предложениями по внесению изменений в закон. Инициативы АРПП были приняты к рассмотрению и в ближайшее время будут учтены в работе.
Публикуем ключевые разъяснения ФАС в отношении маркировки рекламы товаров и услуг компаний.
Закон о рекламе не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Не является рекламой:
- информация о товарах, размещённая на официальном сайте производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги), на страницах производителя таких товаров (услуг) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
- информация о реализуемых товарах разных производителей, размещённая на официальном сайте продавца данных товаров, на страницах продавца данных товаров в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
- при указанных способах размещения информации не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) данной компании и т.п.
Является рекламой:
- информация, размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях, или в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей, направленная на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п.)
- размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях компании, в официальном приложении для мобильных устройств информация об иных хозяйствующих субъектах, если такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам, а не деятельности компании.
Более подробно ознакомиться с вопросами и ответами на часто задаваемые вопросы о маркировке можно здесь.
При этом ФАС России в своих разъяснениях, несмотря на признание того, что указанная выше информация не является рекламой, всегда включает оговорку, что «в отдельных случаях информация на сайте может быть признана рекламой». Это порождает неопределенность и необходимость буквально по каждому баннеру сверяться с регулятором, при этом рискуя получить колоссальные штрафы от Роскомнадзора.
По мнению членов АРПП, требование о маркировке рекламы собственных товаров, работ, услуг на официальных сайтах их производителей, продавцов и исполнителей не соответствует продекларированной законодателем цели введения маркировки Интернет-рекламы (обеспечение прослеживаемости цепочек договоров на рекламу в Интернете), т.к. в данном случае соответствующие договоры отсутствуют в принципе.
Поэтому АРПП продолжит работу по уточнению нормативно-правового регулирования, чтобы исключить обязанность маркировки рекламы о деятельности лица, о производимых или реализуемых этим лицом товарах (работах, услугах), размещенной на Интернет-ресурсе данного лица, когда изготовитель и распространитель такой рекламы совпадают («самореклама»).