Алексей Гойло, GS Labs: о внедрении российских систем защиты сигнала

17.03.2025

Алексей Гойло, директор департамента продаж и маркетинга GS Labs, делится своим видением проблемы внедрения российских систем защиты сигнала при отказе от решений иностранных компаний.

Алексей Гойло.jpg

Необходимость перехода на отечественные системы защиты в условиях санкционного режима

Если составить приоритетный список перехода PayTV операторов на российские решения в условиях санкций, то такие продукты как CAS и DRM должны стоять одними из первых в списке. У систем CAS и DRM существует несколько основных предназначений.

Во-первых, это главный инструмент для монетизации операторского бизнеса. Оператор предоставляет или запрещает доступ к своим сервисам за счет основного функционала CAS и DRM – шифрования. Если перестает работать шифрование, сигнал идет в открытом виде. Следовательно, запретить или разрешить просмотр каналов невозможно. При этом, оператор платного телевидения превращается в оператора бесплатного телевидения.

Во-вторых, это защита авторских прав. CAS и DRM должны обеспечивать необходимый уровень криптоустойчивости, чтобы правообладатели контента были уверены в том, что, передав контент конкретному оператору, не произошла несанкционированная утечка с целью дальнейшего пиратского распространения. Разработчики CAS и DRM и продуктов, связанных с кибербезопасностью, должны постоянно совершенствовать свои решения с учетом анализа новых потенциальных угроз. Именно поэтому с определенной регулярностью выходят новые релизы и новые версии ПО, которые требуется устанавливать взамен устаревших. Всем известно, что из-за санкционного давления происходит отключение технической поддержки, что не позволяет обновлять систему. Поднимается вполне себе закономерный вопрос: что из себя будет представлять продукт кибербезопасности, который не обновлялся несколько лет? Маловероятно, что кто-то рискнет поставить себе на компьютер антивирус 15-летней давности.

В-третьих, это персонализация абонентского оборудования и/или микропроцессоров, которая осуществляется при помощи специального оборудования (блэк боксов) CAS\DRM вендоров, установленного на производствах. Понятно, что если CAS/DRM запретил персонализацию или просто не выгрузил необходимое количество «айдишников» и ключей, то и произвести что-либо невозможно.

И, наконец, CAS и DRM – это мощнейшие инструменты для сбора статистики для того, чтобы определить кто, что и когда делал во время просмотра ТВ сервиса. В первую очередь, это предназначено для рекламного бизнеса и составления профиля пользователя для определения его предпочтений. Однако на эти данные можно посмотреть и с другой стороны, в зависимости от того, какая задача стоит в обработке метрик и событий, получаемых с сервера данных.

Финансовые затраты и организационные сложности при переводе зарубежных решений на отечественные. Проблемы и сложности перехода

Миграция зарубежных решений на отечественные зачастую проходит без определенных трудностей. Это часть рабочего процесса между оператором и вендором продукта, точно такой же, как когда-то происходило при внедрении уже эксплуатируемых у оператора CAS и DRM. Проще всего вопрос решается у операторов DVB – ставится параллельно (так называемый режим simulcrypt) CAS еще одного производителя. Существует много операторов, которые эксплуатируют три и более CAS в таком режиме. Делали они это не по причине санкций, а для того, чтобы создать внутреннюю конкуренцию между поставщиками на стоимость эксплуатации и абонентского оборудования. Для DVB операторов это нормальная история. С DRM немного сложнее, но тоже все реализуемо. Там есть так называемый зонтичный режим, когда один DRM выступает как основной, а другой вторичен.

В наших решениях, если по каким-то причинам перестает работать DRM от зарубежных поставщиков, оператор продолжает работать на российском DRM. Такая архитектура закладывалась изначально и поэтому нашим заказчикам проще обходить риски санкционных влияний. На рынке очень много слухов про то, что переход повлечет замену парка оборудования, требует огромного финансирования и чуть ли не потери абонентов и прекращения вещания. Мы предлагали и предлагаем создать пилотную зону, в которой отработаем все эти возражения, чтобы операторы смогли объективно оценить процесс подобных переходов. Самое главное, посчитать и сравнить не только затраты на переход, но и риски от неперехода. Сейчас операторы оценивают ситуацию с точки зрения пользователей продукта, мы же, разработчики, и знаем об этом немного больше, и готовы делиться нашим экспертным мнением в процессе выработки оптимального решения.

Перспективы государственного регулирования

Конечно хотелось, чтобы операторы сами инициировали процесс перехода на российские CAS и DRM. Ведь по сути, прекращение работы этих продуктов влечет за собой прекращение бизнеса. Риски такого уровня должны оценивать сотрудники, отвечающие за стратегию компании, но похоже не вся информация до них доносится или доносится с искажениями. Весьма непонятны аргументы в пользу «ничего не менять, все и так хорошо». Не хорошо. Как минимум потому, что есть государственная программа импортозамещения. И почему это не должно касаться таких ключевых продуктов, как CAS и DRM, в основе которых лежит технология криптографии? Повторюсь, такие продукты должны регулярно обновляться, а не стоять в серверной с отключенным доступом в ожидании, когда сгорит блок питания, рассыпается рейд или произойдет что-то еще. Должна быть поддержка и пусть без постоянного подключения по удаленному каналу, но хотя бы с подключениями на период профилактики. Профилактику еще никто не отменял. Отойдя от технических нюансов, конечно, нам, как и всем другим российским разработчикам, крайне неприятно осознавать, что в условиях современных кибервойн, продолжается финансирование зарубежных компаний. Сколько бы не говорили операторы, что они ни за что не платят, это не так. Платят, либо называя это как-то по-другому и с использованием компаний посредников, либо просто покупая абонентское оборудование, в котором легко прячутся все роялти и лицензионные отчисления. Именно поэтому госрегуляторам пора обратить внимание на сложившуюся ситуацию и, как минимум, обязать операторов использовать решения из Российского реестра ПО и ПАК, а также осуществлять поддержку данных продуктов аккредитованными Министерством цифрового развития IT компаниями, определив конкретный срок окончательного перехода.

Перспективы развития российских средств защиты контента на рынках дружественных стран

В рамках нынешней геополитической обстановки возникает необходимость расширения поставок средств защиты ТВ-сигнала на рынках некоторых стран Юго-Восточной Азии и стран африканского континента. На сегодняшний день рынок платного ТВ уже насыщен и возникает необходимость расширения этого рынка за пределы национальных границ, а также наиболее востребованными становятся технологии по защите контента. Мы уже имеем практический опыт в осуществлении внешнеторговых контрактов со странами Юго-Восточной Азии, поэтому постоянно отслеживаем спрос на нашу продукцию, а также создаем системную адаптацию к требованиям внутреннего рынка зарубежных стран.



Компания-источник:  GS Labs